Компании

все компании

Юрий Корольчук: План Г для угольной Украины

12 грудня 2017 року, 09:23
Юрий Корольчук: План Г для угольной Украины
Четвертый год подряд Украина борется с проблемой дефицита угля-антрацита, ежегодно создавая напряженную ситуацию на энергетическом рынке страны.

Были выбраны два возможных пути решения этой проблемы: перевод блоков ТЭС с антрацита на газовый уголь и параллельный процесс увеличения собственной добычи угля газовой группы.

Однако, многие компании и по сей день выбирают третий путь – импорт антрацита из России. Весь 2017 год украинские компании стабильно импортировали российский уголь. Такая ситуация стала следствием ряда экономических и политических причин. Главной – можно считать отсутствие государственного решения со стороны власти, по замещению импортного и дефицитного антрацита собственным углем газовой группы.

Показательно, что в третьем квартале этого года практически все энергетические угли были импортированы из России. Крупнейшим импортером угля антрацитовых марок стала Славянская ТЭС, входящая в состав Донбассэнерго (импортировано 640 тыс. т). На втором месте были компании из группы Укртеплоэнерго (464 тыс. т): Евро-реконструкция, Фирма Технова и Сумытеплоенерго. Уголь закупался для нужд Дарницкой, Черниговской, Черкасской и Сумской ТЭЦ.

Тройку замыкают компании из группы ДТЭК Рината Ахметова, которые импортировали 370 тыс. т антрацита для нужд Луганской, Приднепровской и Криворожской ТЭС. Из этого объема 104 тыс. т – уголь из ЮАР. Оставшийся объем можно назвать относительным импортом, поскольку они были закуплены на российских шахтах ДТЭК, которые находятся в Ростовской области. Также на антраците работает Харьковская ТЭЦ Эсхар, которая принадлежит российскому бизнесмену Павлу Фуксу.

Объяснение импорта угля также “прячется” в других статистических данных. В целом угольные шахты Украины в третьем квартале 2017 года сократили добычу энергетического угля на 8,3%  – до 21,1 млн т.

Наконец, обоснованной причиной для дальнейшей зависимости от импорта стал медленный процесс перевода антрацитовых блоков на газовую группу угля. В случае с Центрэнерго замена блоков была заявлена еще в 2015 году, но проект на втором и пятом блоках Змиевской ТЭС был реализован только в 2017 году. Компания ДТЭК также в этом году реализовала работы по переводу двух антрацитовых блоков на Приднепровской ТЭС на использование газового угля.

“За эти 1,5 года мы смогли переформатировать ТЭС и на сегодня по сравнению с прошлым годом уменьшилось потребление антрацитового угля на 3,5 млн тонн, – а это значит, что выросло на 3,5 млн тонн потребления газового угля”, – заявлял в ноябре министр энергетики Игорь Насалик.

В то же время, политическая риторика о необходимости отказа от антрацита и тем более его поставок из России наталкивается на противодействие со стороны отдельных компаний, потребляющих этот антрацит. Нежелание компаний отказываться от антрацита можно охарактеризовать выражением: “ничего личного, это просто бизнес”.

Так как тарифы для антрацитовых станций выше, чем для станций, использующих газовый уголь, это делает процесс перевода блоков ТЭС на уголь марки Г невыгодным. Так, тариф для Донбассэнерго, которое использует антрацит, составляет 1,65 тыс грн за 1 МВт·ч (без НДС). Тариф для ДТЭК Западэнерго (без Ладижинской ТЭС), которые используют газовый уголь, составляет 1,42 тыс грн за 1 МВт·ч (без НДС). Таким образом формула “антрацит плюс” дает дополнительную прибыль 16%. Если же взять весь период с начала года, то тарифная разница будет еще ощутимее.

На этом фоне государство должно бы активнее занимать позицию энергетической целесообразности и безопасности, а не сиюминутной выгоды. Поэтому власть должна не ограничиваться заявлениями, а выработать национальную стратегию замещения антрацита собственными ресурсами угля марки Г. Только после этого газовый уголь сможет стать приоритетом в энергобалансе и решить проблему как импорта антрацита, так и более высоких тарифов.

Хочу напомнить, что 20 сентября 2017 года Совет оптового рынка электрической энергии утвердил проект изменений в Правила оптового рынка (протокол №26 от 20.09.2017), согласно которым предоставляется приоритет тем блокам ТЭС, котрые работают на угле марки Г. Впрочем, такое решение НКРЭКУ может принять только после согласия Антимонопольного комитета Украины.

АМКУ, в свою очередь, не может определиться с предоставлением соответствующего разрешения, исходя из формальных обстоятельств конкурентного законодательства.

С другой стороны, АМКУ, правительство, Минэнерго и власть в целом можно понять. Непопулярные решения органов власти постоянно критикуют. Поэтому чиновники, премьер-министр, министр отрасли боятся брать на себя ответственность. Однако, поезд уже ушел. Времени нет. И решение придется принимать. Тем более, для решения всех вопросов власти достаточно принятия нормативно-правовых актов вторичного законодательства – постановления или распоряжения.

К тому же, решение о национальном приоритете угля марки Г позволит остановить его импорт и нарастить собственную добычу. Так приоритет газового угля является прямой поддержкой отечественного производителя и будет стимулировать спрос на украинский уголь.

Один из крупнейших потенциалов развития в Украине имеют государственные шахты Львовско-Волынского угольного бассейна. На его шахтах добычу можно увеличить вдвое до 2,5-3 млн т, что в полном объеме удовлетворит потребности тепловых электростанций Западного региона в угольной продукции.

Не менее важным будет решение относительно приоритета в энергобалансе угля марки Г для национальной безопасности. Чем больше импортируют и используют уголь на антрацитовых блоках, тем больше мы поддерживаем не Украину, а экономики других стран.

 

По материалам: НВ.БИЗНЕС





Просмотров: 859
Другие новости