Компании

все компании

Александр Савченко: Реформы или проблемы: что мешает развитию Украины

8 липня 2015 року, 11:39
Сейчас почти для всех, кроме разве что МВФ, очевидно: новая власть в Украине и реформы – это несовместимые явления. Можно заявить еще более категорично: все украинские правительства и реформы были несовместимыми. Если эти правительства и принимали какие-то рациональные решения, то только под давлением МВФ или Всемирного банка. Но и этого давления было мало. В результате если мировой ВВП с 1990-го по 2013 год вырос более чем в два раза, то ВВП Украины упал на 30%! На конец 2015 года есть основания прогнозировать падение этого показателя по сравнению с 1990 годом уже на 40%.

Поэтому стоит сосредоточиться на глобальных проблемах (ошибках) Украины, которые блокируют экономическое развитие и реформы. Начнем с украинского общества и его сознательного ядра – избирателей. Их главная проблема заключается в том, что они все еще верят, якобы президенты, министры и депутаты идут во власть, для того чтобы улучшить жизнь людей. Это ошибка! Они идут во власть для того, чтобы сделать лучшей исключительно собственную жизнь или жизнь своих спонсоров – это аксиома современных экономических теорий.
Пока власть обеспечивает хотя бы теоретическую возможность увеличивать доходы президентов, министров, мэров, губернаторов, депутатов, она будет тянуть к себе в основном молодых и старых коммерсантов, а не общественных деятелей

Эту реальную проблему нельзя игнорировать. Пока власть обеспечивает хотя бы теоретическую возможность увеличивать доходы президентов, министров, мэров, губернаторов, депутатов, она будет тянуть к себе в основном молодых и старых коммерсантов, а не общественных деятелей. Поэтому только тотальный контроль и жесткие ограничения на методы получения доходов всех причастных к власти могут обеспечить ее очистку. Система должна работать так, чтобы мелкие и крупные коммерсанты – не говоря уже об олигархах – просто боялись идти во власть, если, конечно, последние не готовы к значительным финансовым потерям.

Главной проблемой политического устройства Украины являются две ветви исполнительной власти. Одна концентрируется вокруг президента, вторая – вокруг премьер-министра. Таким образом, каждый из них большую часть своей энергии направляет не на борьбу с экономическими проблемами или внешними врагами, а на борьбу между собой.

Структура парламента делится не на большинство и оппозицию, а на тех, кто поддерживает президента, и тех, кто поддерживает премьер-министра. Это касается даже министров и чиновников. Беспорядок – это уже нормальное состояние современной украинской власти.

Ярким подтверждением этой проблемы стало голосование за закон о реструктуризации валютных кредитов. Почему значительная часть как правящей коалиции, так и оппозиции голосовала за него? Конечно, не ради решения проблем валютных заемщиков, а для политического пиара и удара по президенту, которому придется (по их мнению) ветировать этот популистский закон и, соответственно, потерять рейтинг.

Другой пример – проект закона о децентрализации, предусматривающий дуализм исполнительной власти (на авансцену выходят префекты президента) даже на уровне района.

Решение проблемы очевидно: на референдуме мы должны определить, что для Украины более приемлемо. Европейская модель, где глава исполнительной власти – премьер-министр, а президента избирает парламент, и президент олицетворяет совесть нации, является ее моральным авторитетом, и где ему запрещено состоять в любой партии, быть вовлеченным в бизнес. Или американская модель, где президента избирает народ, и президент возглавляет правительство, а должности премьер-министра вообще не существует.
Главной проблемой нынешнего президента Украины является его ментальность и бизнес-опыт. Такие правильные черты бизнесмена, как умение рассчитывать только на себя, склонность не верить никому, держать возле себя только подчиненных или зависимых, стали проблемными для эффективной государственной деятельности

Здесь стоит отметить, что главной проблемой украинского парламента является его несамостоятельность, зависимость от спонсоров и президента. Парламент структурирован не по критерию принадлежности депутата к определенной идеологии партии или даже к провластному большинству. К сожалению, структурирование парламента происходит по оси противостояния «президент – премьер-министр» либо по оси противостояния «олигарх А – олигарх Б».

Эта проблема решается изменением Конституции, а также с помощью государственного финансирования партий и введения нового избирательного закона с акцентом на реальные открытые списки. Тогда можно рассчитывать, что число независимых, честных, идейных депутатов увеличится с 50–60 (как сейчас) до 250–300, что обеспечит новое качество парламента.

При этом главной проблемой нынешнего президента Украины является его ментальность и бизнес-опыт. Такие правильные черты бизнесмена, как умение рассчитывать только на себя, склонность не верить никому, держать возле себя только подчиненных или зависимых от него, стали проблемными для эффективной государственной деятельности.

В украинской бизнес-среде существует такой закон: если ты не контролируешь бизнес-процессы на 100%, то не получишь прибыль. Так сложилось, что именно эта черта – полностью все контролировать – является очень вредной для функций главы государства. Круг людей, которым сейчас доверяют важнейшие должности, быстро сужается к «кассирам» и «поварихам».

К сожалению, у этой проблемы нет быстрого решения. Уже для нового президента надо менять Конституцию с целью нуллификации его влияния на кадровую политику. Действующему президенту можно лишь посоветовать следующее. Леонид Кучма всегда искал новых людей для ключевых должностей (плохо или хорошо – другой вопрос) и давал им возможность действовать самостоятельно, поэтому он был у власти две каденции; если бы не конституционные ограничения, то правил бы и все три. Виктор Ющенко и особенно Виктор Янукович доверяли только очень узкому кругу своих людей («любым друзям» или только «семье»), поэтому и срок их пребывания на посту был минимальным.

Можно даже сформировать правило: хочешь быть успешным президентом – ищи успешных людей по всей Украине, которые в своих сферах сильнее тебя, а не только среди «своих». Дело в том, что украинское общество очень сложное и проблематичное. Решать эти проблемы могут только выдающиеся люди. Короля делает свита, и если свита состоит не из выдающихся специалистов, экспертов, общественных деятелей, а преимущественно из младших бизнес-партнеров, лакеев, кассирш и поварих, то даже выдающаяся личность будет делать все больше ошибок, и их количество перейдет в качество.

Главная проблема Кабинета министров – в его составе, формировавшемся по партийно-кумовским критериям. Там почти нет профессионалов и идеалистов. Без них реформы и очистка власти от коррупции невозможны. Решение проблемы заключается в изменении критерия для формирования правительства. Такие должности, как министры иностранных дел, финансов и экономики, а также председатель НБУ, должны избираться и увольняться парламентом по специальной процедуре: в парламенте заслушивают не менее трех кандидатов на должность и между ними проводят рейтинговое голосование. Также необходимо установить специальные требования для этих министров – образование, стаж, публикации, мнение экспертов и тому подобное.
Каждый день промедления в заключении договоренностей с кредиторами стоит государству и бизнесу примерно $10–15 млн инвестиций и долгосрочных кредитов. Примерно столько же государство теряет от отсутствия реформ, и примерно $10 млн в день разворовывается чиновниками всех рангов

Сегодня действующему правительству вообще стоит уйти в отставку. Причина – отсутствие реформ и, как следствие, катастрофическое состояние экономики: падение ВВП в 2015 году – 10%, финансов (инфляция в 2015 году ожидается на уровне 50%, а курс на конец года – 28 грн/$), банков (падение кредитования в 2015 году – примерно 12%), доходов населения (падение на конец года – 30%). Сейчас очень важно сформировать техническое правительство на два года для разработки и проведения реформ. А в дальнейшем – запретить членам технического правительства заниматься политической деятельностью на 3–5 лет.

Главной проблемой Нацбанка является его неполноценность из-за зависимости, нехватки опыта и компетентности. Именно это не позволяет НБУ взять под контроль курс, инфляцию, банковскую стабильность и кредитование людей и бизнеса. Методы, которыми этот регулятор проводит монетарную политику, можно назвать примитивными: они с другой – советской – эпохи. Ответственность за падение ВВП, инфляцию и девальвацию в 2015 году в основном лежит на НБУ. Также Нацбанк делит с Минфином ответственность за угрозу дефолта и затягивание переговоров с кредиторами по реструктуризации государственного долга.

По расчетам автора, каждый день промедления в заключении договоренностей с кредиторами стоит государству и бизнесу примерно $10–15 млн инвестиций и долгосрочных кредитов. Примерно столько же государство теряет от отсутствия реформ, и примерно $10 млн в день разворовывается чиновниками всех рангов.


По материалам: Forbes





Просмотров: 1246
Другие новости