Компании

все компании

Инвесторы заняли акции Московской биржи, чтобы баллотироваться в ее совет директоров

15 квітня 2015 року, 13:00
 На 15 мест в наблюдательном совете Московской биржи выдвинуто 17 кандидатов: из них 15 выдвинуто в точном соответствии с предложением комиссии по назначениям и вознаграждениям наблюдательного совета биржи, а также бывший управляющий директор по операционным и административным вопросам Альфа-банка Денис Соловьев и управляющий партнер инвестфонда Da Vinci Capital Олег Железко.

Выдвигать кандидатов в совет могут владельцы 2% акций. Da Vinci Capital – акционер биржи, его пакет не раскрывается, но он меньше 2%, говорят несколько участников рынка. Примерно 1%, уточняет один из них. Знакомый Железко говорит что Da Vinci владеет 2,5-3% акций Московкой биржи. Недостающие бумаги – около 1% – были заняты на рынке, рассказывают собеседники «Ведомостей». Соловьев это подтвердил (см. врез), уточнив, что фонд Da Vinci предоставил около 1% акций биржи.

Железко не комментирует, как собирался пакет для выдвижения в совет директоров, лишь уточняя, что «выдвинут от дружественных миноритарных акционеров».

«[В случае избрания] мы будем представлять интересы участников торгов – брокерских компаний «Алор», «Финам», «Ренессанс брокер», «Открытие», аккумулировавших пакет в 2,4% акций», – рассказывает Соловьев.

Основной владелец «Алора» Анатолий Гавриленко подтверждает, что компания «предоставляла свой пакет [акций биржи] для выдвижения Соловьева и Железко», но не уверен, что именно пакет его компании учитывался при выдвижении: «Сделка была достаточно сложной». «Финам» также предоставил часть пакета для их выдвижения, подтвердил предправления компании Владислав Кочетков. Представитель «Открытия» вчера вечером не смог оперативно предоставить комментарии, в «Ренессансе» от комментариев отказались. «Мы поддерживаем выдвижение в наблюдательный совет представителей брокеров», – говорит Кочетков.

Такой метод продвижения представителей брокеров категорически не понравился Центробанку, владеющему 11,7% акций Московский биржи.

«Я не располагаю информацией о конкретных фактах. Но такая практика чрезвычайно негативна для российского рынка и говорит о пренебрежении со стороны участников рынка, приобретающих голоса через сделки репо, к цивилизованным правилам корпоративного управления», – передал через пресс-службу первый зампред ЦБ Сергей Швецов, подчеркивая, что во многих странах это запрещено – «на уровне стандартов или законодательства». Такие случаи «акционерным обществам необходимо выявлять и публично осуждать», возмущается Швецов.

Соловьев считает такой механизм «нормальной практикой». Железко давно инвестирует в биржу. «Я был акционером РТС (20%), затем [после ее слияния с ММВБ] объединенной биржи (5%), входил в ее наблюдательный совет», – вспоминает он, но актуальный размер пакета Da Vinci не раскрывает.

«Право выдвижения кандидатов в органы управления и контроля – привилегия акционеров, которые, как владельцы компании, заинтересованы в ее устойчивом и успешном развитии, – комментирует директор департамента корпоративного управления Московской биржи Александр Каменский. – «Акционеров на день», получивших акции взаймы, сложно рассматривать как истинных совладельцев бизнеса, заинтересованных в эффективной работе органов управления».
Два дня до совета

Около 1% акций для выдвижения в совет действительно было собрано, говорит Соловьев: «Эти акции принадлежат брокерам, но они не лежат у них на счете, бумаги отданы для рефинансирования в репо, и на период составления списка акционеров, которые могут выдвигать кандидатов, акции были взяты обратно по сделкам своп на два дня».

«Я, как представитель фонда прямых инвестиций, активно инвестирующий в финансовую инфраструктуру, хочу воспользоваться правом быть в совете, чтобы увеличивать капитализацию биржи, превращать ее в международную компанию», – объясняет свою активность Железко, напоминая, что в совете РТС принимал активное участие в разработке стратегии биржи.

В развитии корпоративного управления биржа заинтересована, но в злоупотреблении правом – нет, говорит Каменский. Он добавляет, что этот вопрос особенно актуален для компаний с большой долей бумаг, находящихся в свободном обращении и активно торгующихся, и у которых отсутствует крупный акционер, определяющий состав органов управления (у Московской биржи в свободном обращении 51% акций).

Директор Объединения корпоративных директоров и топ-менеджеров Михаил Кузнецов не смог вспомнить выдвижения кандидатов при помощи одолженных бумаг. «Сейчас этот вопрос регулируется на уровне договоров между участниками сделки, и акционер с передачей бумаг может отдать и права по выдвижению директоров, голосованию на собрании акционеров, а может сохранить эти права», – говорит Соловьев.

Биржа рассчитывает добиться запрета на передачу прав по корпоративным действиям по акциям, переданным по сделкам, например, своп или репо. «Мы будем обсуждать и с эмитентами, и с регулятором предложения по изменению законодательства», – предупреждает Каменский.

Запрет на передачу прав по бумагам приведет к еще большему снижению активности торговли акциями, убежден Соловьев.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"

По материалам: Ведомости





Просмотров: 1198
Другие новости