Компании

все компании

Валентин Бадрак: Прерванный полет. Какая судьба постигнет украинский АН-70 и на чем будут летать отказавшиеся от него россияне

2 березня 2015 року, 17:38
Украина и Россия окончательно заморозили совместную разработку самолетов АН-70. Закупка 60 машин у ГП Антонов была заложена в программу перевооружения ВС РФ. Эксперты рассказали НВ, что будет с АНами

Валентин Бадрак, директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения

- Почему Россия отказывается от АН-70?

- АН-70 является военно-транспортным самолетом. То есть относится к категории военного оборудования, причем стратегически важной, потому что может использоваться в переброске подразделений, военной техники и так далее.

Учитывая, что мы фактически с Россией находимся в состоянии войны, плюс Украина не поставляет России военную технику – то то, что сказано российской стороной, это всего лишь констатация факта. Украина и так бы не поставляла России АН-70. Потому что это военная техника. Просто Россия лишний констатировала факт.

- Сможет ли Украина найти другие рынки сбыта для АН? Или мы ставим крест на проекте?

- По большому счету, мы можем найти рынки сбыта и партнеров. Просто раньше это никогда не делалось. Проблема будет в том, что будут нужны определенные условия для такого партнерства. Речь не может идти о том, чтобы продавать этот самолет. Речь может идти о том, чтобы делать совместно с кем-то.

Это вполне реально. Конечно, это нелегко, потому, что российская сторона на мировом рынке осуществляет противодействия. Так складывается, что основные потенциальные наши партнеры – это как раз партнеры России. Я имею ввиду прежде всего Индию.

Но, с другой стороны, есть государства, которые потенциально могут стать партнерами, вложив финансовый ресурс, а не интеллектуальный. С Россией речь шла о совместном производстве, и некоторые узлы высокотехнологические Россия должна была поставлять.

При условии хороших финансовых вливаний, такой проект мог бы пойти. Я буду говорить о таких странах как Ливия, Египет. Некоторые страны Латинской Америки могут быть заинтересованы. Антонов очень серьезно продвинулся на этом рынке. Там есть очень хорошие возможности с такими государствами, как Перу, Колумбия. Венесуэлу, конечно, это чувствительный вариант, и конечно, Украина не пойдет на такие варианты, которые будут отражаться на ее стратегическом партнерстве, например, с теми же США.

В целом, это вполне реально. Этот проект не потерял актуальность. Технические качества АН-70 лучше, чем [Airbus] А400М, и, естественно, намного лучше, чем у российского модернизированного самолета ИЛ-476.

- Тем не менее, был контракт, шла речь о шестидесяти самолетах, которые мы должны были произвести для России. Что с ним будет? Все будет заморожено? Мы несем убытки? 

- Тут речь не об убытках, а о том, что проект останавливается. Об убытках речь не идет, потому что это не недополученные деньги, а недовложенные деньги – и той стороной, и нашей.

Если проект пока будет пока находится на стадии поиска, то, конечно, он будет в замороженном состоянии. Но это же не постоянная ситуация, здесь нужна просто гибкая политика, понимание того, что возврат к партнерству с Россией в военно-технической сфере вряд ли возможен, по меньшей мере, в ближайшие пять лет.

То, что Россия ведет свою политику, направленную на подрыв украинского проекта, - это, безусловно имеет место. Но это ничего не означает. Вполне можно двигаться дальше с этим проектом и без нее.

- А самой Украине нужен такой самолет? Она бы сама стала его закупать?

- Несколько таких самолетов для Украины было бы неплохо иметь. Особенно в контексте того, что есть необходимость мобильных перебросок войск. У нас ситуация такова, что наши военные части в основном были дислоцированы на западе и в центре страны. А восток был оголен. Передислокация еще не произошла, и осуществить ее не так. Нужно стоить военные городки и так далее. В этом отношении военно-транспортная авиация была бы очень полезной.

Другое дело, что в Украине создается еще один самолет – АН-178. Не исключаю, что правильнее было бы сделать ставки не столько на АН-70, сколько на АН-178. Украина может этот самолет самостоятельно производить. Как человек, который следит за развитием украинской армии, я бы хотел, чтобы наша военно-транспортная авиация состояла и из АН-70, и из АН-178.

Павел Фельгенгауэр, независимый российский военный обозреватель 

- Сегодня появилась информация о том, что Россия прекращает работу по контрактам по АН-70. Чем это вызвано и на чем будет летать Россия?

- У этого самолета в России были и раньше противники. Пока у нас есть достаточно большой парк действующих ИЛ-76, которые, может, не столь экономичные, к тому же шумные, но задачи выполнять более-менее есть чем. Есть новый вариант 76-го – 476-ой с другими двигателями. Он несколько потяжелее, не столь экономичен, как АН-70, но сойдет. То есть особенной катастрофы здесь для России нет. Самолет сам по себе вроде бы неплохой, но что-то с ним не очень заладилось с самого начала. А сейчас отказываются не только от перспективных, но и от действующих проектов с Украиной. Вот ракеты Днепр и Рокот – вполне летали, но от них отказались.

- По политическим причинам?

- Потому что с Украиной идет всяческий разрыв. Теперь – по линии сворачивания совместных действий. Во всяком случае, в настоящее время.


По материалам: Новое время





Просмотров: 1388
Другие новости