Компании

все компании

Новая монополия в «Борисполе» приведет к удорожанию билетов

23 декабря 2014 года, 09:10

Аэропорт «Борисполь» отказывается самостоятельно предоставлять услуги по пассажирскому и наземному обслуживанию самолетов и переводит их на аутсорсинг. Об этом сказано в открытом письме министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому от Независимого профессионального союза работников авиабезопасности, имеющемся в распоряжении «Капитала». Обращение подписано председателем союза Сергеем Стоцким. Уход «Борисполя» может привести к подорожанию билетов.

Детальный уход

Сегодня услуги пассажирского и наземного обслуживания самолетов выполняются двумя компаниями «Интеравиа» и «Аэрохендлинг» и самим аэропортом «Борисполь». Но 12 декабря аэропорт издал приказ «Об утверждении плана мероприятий по получению дополнительных доходов, сокращению расходов и реорганизации деятельности в сфере предоставления услуг по наземному обслуживанию воздушных судов». Согласно документу, текстом которого располагает «Капитал», «Борисполь» в 2015 г. запланировал на конкурсной основе купить услуги по наземному обслуживанию самолетов.

Победитель конкурса должен будет выполнить два условия: обязательно трудоустроить всех желающих работников подразделений аэропортов, которые оказывают услуги по наземному обслуживанию самолетов, а также выплачивать за пользование инфраструктурой аэровокзала не менее 10 % от чистого дохода.

Менеджмент крупнейшего аэропорта страны заранее готовился к этому шагу. С конца 2013 г. «Борисполь» рассылал авиакомпаниям предупредительные письма за подписью и. о. генерального директора Евгения Дыхне, в которых сообщалось, что «аэропорт прекращает предоставление услуг по пассажирскому обслуживанию (в том числе контроля загрузки, связи и управления полетами)». Тексты писем есть в распоряжении «Капитала».

Получить официальный комментарий в «Бо­ри­споле» вчера не удалось.

Все меньше и меньше

Конечной задачей ухода аэропорта с этого рынка является передача наземного обслуживания частным компаниям «Интеравиа» и «Аэрохендлинг», убеждает «Капитал» заместитель гендиректора хендлинговой компании «Трансаэрохендлинг» Юрий Степаненко. «Уход аэропорта с рынка пассажирского и наземного обслуживания делается для того, чтобы создать монополию на этом рынке компаний «Интеравиа» и «Аэрохендлинг», которые контролируются собственниками МАУ (лидер рынка «Международные авиалинии Украины». — «Капитал»)», — соглашается Стоцкий. Он подчеркивает, что такие услуги не являются убыточными и заработок аэропорта от их оказания составлял 22‑24 %.

Монополизация рынка пассажирского и наземного обслуживания приведет к удорожанию билетов, уверен Степаненко. В качестве примера он сравнил опыт работы за 2012 г. аэропорта Москвы, где существует конкуренция в сегменте обслуживания авиакомпаний, и монополизированного аэровокзала Санкт-Петербурга. Если в московском аэропорту «Домодедово» стоимость обслуживания рейса самолета Boeing 737‑500 составляла примерно € 700, то в Санкт-Петербурге — € 2200. «На рынках, где есть монополия, цены отличаются в два-три раза от конкурентных», — резюмирует Степаненко.

Напомним, в октябре топ-менеджерами аэропорта были назначены выходцы из авиакомпаний «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и «АероСвіт», контроль над которыми приписывают бизнесмену Игорю Коломойскому. Например, заместителем гендиректора по операционной деятельности назначен Антон Борисюк, который ранее занимал должность вице-президента авиакомпании МАУ по сервису и логистике, а на должность заместителя гендиректора по экономике и финансам назначен Кирилл Звонарев, ранее работавший заместителем генерального директора авиакомпании «АероСвіт».

Цены могу взлететь

Получить комментарий в «Интеравиа» и МАУ вчера не удалось. В компании «Аэрохендлинг» опровергли связь с собственниками МАУ. «Интеравиа» и аэропорт сегодня являются нашими основными конкурентами на рынке наземного обслуживания в «Борисполе». С 2004 г. мы сталкиваемся с тем, что аэропорт как природный монополист, конечно же, пользуется — если не сказать злоупотребляет — своими монопольными преимуществами: ограничивает доступ к инфраструктуре, монопольно повышает цены нам и демпингует для клиентов. Список этих не всегда законных приемов неконкурентной борьбы безграничен. Сегодня у аэропорта раздутый штат и неэффективная структура управления наземным комплексом — такое может позволить себе только монополист, который не ориентирован на прибыль. Стандарты ИКАО рекомендуют передавать функции по наземному обслуживанию частным хендлингам, и если аэропорт перестанет заниматься наземным обслуживанием, мы наконец‑то впервые за все годы независимости получим классический рынок хендлинговых услуг, который регулируется правилами конкуренции», — заявил «Капиталу» генеральный директор компании «Аэрохендлинг» Натик Гамбаров.

Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян сообщил изданию, что «министерство изучает ситуацию, в частности, проведет отдельную встречу с представителями профсоюза».


По материалам: Капитал





Просмотров: 878
Другие новости