Компании

все компании

Кабмин не учел рекомендации коалиции в новом проекте бюджетной реформы

19 декабря 2014 года, 08:40

Кабинет министров внесет проект госбюджета в парламент во вторник, 23 декабря. Об этом вчера на встрече с представителями фракций коалиции договорился премьер-министр Арсений Яценюк. Вместе с проектом госбюджета в Раду поступят два законопроекта с изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы, на основании которых должен формироваться бюджет. Двое членов бюджетного комитета Верховной Рады подтвердили изданию, что на встрече было принято решение не голосовать за эти проекты одним пакетом. К тому же, как рассказал лидер фракции «Самопомочі» Олег Березюк, до официальной регистрации проект бюджета еще будут дорабатывать.

Ослабить хватку

Уже вчера во второй половине дня после встречи с премьером народные депутаты получили для ознакомления проект изменений в Бюджетный кодекс. Как объяснил «Капиталу» член бюджетного комитета, поделившейся документом, — пока это неофициальная версия, которая не утверждена Кабмином для внесения в парламент. По информации источников издания в аппарате правительства, уже сегодня Кабмин может собраться для обсуждения всех трех проектов. Изменения в Налоговый кодекс, как ранее писал «Капитал», депутаты накануне раскритиковали, направив в Минфин свои замечания.

Что касается проекта изменений в Бюджетный кодекс, многие формулировки последней версии документа оказались менее конкретными, чем в той, которую Кабмин предлагал еще в сентябре. Как отметил директор Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, в предыдущей версии изменений четко была прописана норма о списании среднесрочных задолженностей местных бюджетов. Сейчас прописали не «списать», а «урегулировать вопрос». «Если ликвидируется институт среднесрочных кредитов, то нужно все под ноль списывать. Тем более что задолженность возникла не по вине городов. На местах были вынуждены брать деньги в долг для выплат зарплат бюджетникам, то есть на делегированные правительством полномочия», — отметил эксперт.

25 % налога на доходы физлиц Киев сможет оставлять в своей казне, отдавая остальное в государственный бюджет

Вместе с тем в проекте не предусмотрена норма об ответственности Государственной казначейской службы за нарушение сроков прохождения платежных поручений местных бюджетов. Хотя такая норма была предусмотрена в коалиционном соглашении. В нем прописано, что органы Госказначейства должны проводить платежные поручения не позже чем в течение пяти дней. В проекте Бюджетного кодекса об этом ни слова.

Кнут и пряник

За исключением отдельных положений, в целом проект можно назвать реформаторским, считает Слобожан. По мнению собеседника, Минфин ответственно подошел к подготовке проекта, но стараниями парламентариев многие инициативы могут быть нивелированы. Например, это касается реформирования налога на недвижимость. Речь идет о предоставлении органам местного самоуправления права определять ставки и базу налогообложения. Далеко не все народные депутаты, в том числе и в профильном комитете, поддерживают такое предложение.

Но все же большая часть изменений, направленных на увеличение финансовой независимости местных властей, в кодексе сохранилась еще из версии, предложенной в сентябре. К примеру, Минфин оставил без изменений предложения по распределению налога на доходы физлиц (НДФЛ) между центральной и местными властями. Бюджеты городов областного и районного значения смогут претендовать на 60 % суммы собранного налога на доходы физлиц, областей — на 15 %, Киева — на 25 %. В процентном выражении это меньше, чем местные бюджеты получали до сих пор. Действующий кодекс отводит городам областного значения 75 % суммы, городам районного значения и более мелким населенным пунктам — 25 %, областям — также 25 %, столице — 50 %. Хотя Киев ранее настаивал на возврате городу 100 % подоходного налога.

Но Минфин рассчитывает, что благодаря одновременному проведению налоговой реформы в денежном выражении поступления НДФЛ в местные бюджеты вырастут. Налоговая реформа предполагает расширение прогрессивной шкалы для НДФЛ в той версии, которую Кабмин направил в парламент неделю назад. За счет этого правительство рассчитывает увеличить сборы только в центральную казну с 14,2 млрд грн, заложенных в нынешний госбюджет, до 44,2 млрд грн. Соответственно, за счет изменения шкалы должны вырасти и поступления НДФЛ в местные бюджеты. Правда, если расчеты Минфина на увеличение поступлений НДФЛ за счет дифференциации шкалы не оправдаются, на практике местные органы станут не более, а менее финансово самостоятельными.


По материалам: Капитал





Просмотров: 729
Другие новости