
Международный валютный фонд (МВФ) второй раз за год ухудшил свой прогноз роста мировой экономики в 2022 году - до 3,2% с
![]() |
![]() |
![]() |
Международный валютный фонд (МВФ) второй раз за год ухудшил свой прогноз роста мировой экономики в 2022 году - до 3,2% с
У портах Одеської області вантажаться перші судна з українським зерном, які були заблоковані в українських акваторіях з початку
Прем'єр-міністр Денис Шмигаль заявляє, що з 1 вересня в Україні має масово стартувати приватизація.
Операції зі злиття та поглинання у глобальному секторі перестрахування у 2023 році будуть обмежені на тлі побоювань інвесторів
Страхування військових ризиків є головною умовою залучення інвестицій в Україну, зазначив колишній посол США в НАТО та спеціальний
Вартість української деревини через війну та зміну зовнішньої кон'юнктури знизилася майже вдвічі, склади переповнені,
Те, як випускники коледжу підходять до фінансового планування протягом перших років у реальному світі після закінчення коледжу,
Національний банк України з 9:00 21 липня 2022 року скоригував офіційний курс гривні до долара США на 25% – з 29,2549 грн/$1
Віце-канцлер, міністр у справах економіки та захисту клімату Німеччини Роберт Хабек назвав ситуацію із забезпеченням газу
Украинские аграрии нуждаются в срочной поддержке при пополнении оборотных средств, пролонгации кредитов и урегулировании
Кількість міжнародних туристичних прибутків за підсумками 2022 року може становити 55 70% від допандемійного рівня 2019 року,
Экспортная IТ-индустрия в январе-мае 2022 года обеспечила валютные поступления в украинскую экономику в размере $3,2 млрд,
Дела налоговые
Говорят, можно бесконечно смотреть на три вещи: как течет вода, как горит огонь и как работают другие люди. Налоговая реформа в Украине рискует стать четвертой такой вещью. Не потому, что явление настолько притягивает, а потому, что изменения происходят вечно, не приводя к новому качеству.
Безусловно, менять налоговые правила нужно. Какими должны быть эти изменения? Достаточно ли внести изменения в налоговые законы да разместить правильных людей в офисах налоговой? Только ли налоговые правила должны меняться, чтобы уплата налогов перестала быть битвой?
Проблемы налоговой системы — не только в ней самой.
Жить по средствам
В условиях замедления экономики ожидания по увеличению налоговых доходов государства должны уменьшиться (даже с учетом обесценения национальной валюты). До сих пор аппетит государства только усиливался. Если верить отчетам госказначейства, сводный бюджет на 2010 год предполагал около 175 млрд. грн. налоговых доходов, на 2011 — уже около 330 млрд. грн., на 2012 — около 311 млрд. грн., на 2013 — около 380 млрд. грн. Фактически же собранная сумма налогов была, как правило, существенно меньше планируемой.
Возникает риторический вопрос: насколько учитывалось реальное положение дел при формировании планов сбора налогов и за счет каких плательщиков планировалось их выполнение?
Пока бюджет будет формироваться исходя из потребностей, а не возможностей, нам не избежать появления неадекватных законов. А там, где закон более-менее приемлем, средства для финансирования растущих потребностей будут обеспечиваться пресловутым "плохим администрированием". Нереальные цели порождают "чисто конкретные" методы их достижения. Примером является законодательство о едином социальном взносе: высокие ставки сбора вынуждают предпринимателей выплачивать черную зарплату сотрудникам и втягиваться во всевозможные схемы по получению неучтенной наличности.
Переплаты налогов – пример "плохого администрирования", когда в законе, казалось бы, все ясно, но государство, как смогло, собрало нужную сумму и в ближайшее время переплаты не вернёт.
Как сокращать
Сокращение государственных затрат неизбежно. Что сокращать в первую очередь, в каком объеме – решать непосредственно политикам и чиновникам (так уж устроена представительская демократия). Но общественность явно не останется равнодушной к детальным отчетам о государственных тратах и не откажется высказать свои предложения по их урезанию.
Если правительство не заручится поддержкой общества до внесения таких инициатив в парламент, их ждёт в лучшем случае ревизия, а скорее – полное блокирование (как с последним "довыборным" пакетом налоговых реформ, который правительство внесло в парламент всего за день до голосования, а народные депутаты отказались даже включить в повестку дня). Сейчас правительству предстоит вновь выйти к парламенту с теми же инициативами.
Чиновничья рать
Любые разговоры о реформах останутся разговорами, если на эту службу не будет привлечена критическая масса новых лиц. Причем реформа заключается не только в обеспечении достойного вознаграждения для государственных служащих. На государственной службе нужны люди, не обремененные чиновничьим прошлым и бюрократическими привычками, понимающие мотивы и логику поведения людей за стенами чиновничьих кабинетов. Неизбежен отказ от услуг значительного числа чиновников с богатым прошлым – иначе они быстро поделятся опытом с новой порослью.
Действенные меры
Подход должен состоять не в подкупе предпринимателей нереально низкими ставками налогов, а в устранении широких возможностей поддаться соблазну уклониться от налогов. Предлагать услугу по уклонению от налогов должно быть страшно, а воспользоваться ею — сложно, и, значит, гораздо менее выгодно, чем сейчас.
Дальнейшее распространение технологий (РРО, POS-терминалы, электронные системы администрирования налогов) и внедрение регуляторных ограничений (на обращение наличности) – это способ устранения соблазнов в промышленных масштабах.
Это может вызывать недовольство, поскольку неконтролируемый денежный оборот до сих пор позволяет многим быть ниже налогового радара. К сожалению, если привычка платить налоги и соблюдать правила утрачена, и утрачена массово, то любые меры по восстановлению такой привычки будут болезненными.
На чем ставить ударение сейчас?
Налоговая система не должна мешать проявлять инициативу, заниматься предпринимательской деятельностью, должна поддерживать мотивацию к легальному труду для максимально широкого круга лиц.
Налоговые правила и практика их применения не должны стимулировать массовое бегство в тень и создание альтернативного свода правил и порядков. Следует прекратить поиск кого-то одного, кто заплатит налоги за всех - население, олигархи, офшоры, теневики, отдельные индустрии и т.д. Налоги (свою долю) должны платить все.
Стремление к простоте налоговой системы не следует доводить до абсурда. Одного волшебного налога, который может заменить все прочие, пока не существует. Нет и двух таких налогов.
Какими чертами может характеризоваться налоговая система с такой идеологией?
Что предлагает правительство
Озвученная правительством программа деятельности свидетельствует о том, что его картина налогового мира не противоречит изложенному выше видению.
Так, программа предполагает и снижение единого социального взноса и введение электронного администрирования НДС, а также меры борьбы с уклонением от налогов через трансграничные операции (раскрытие информации о бенефициарах, уточненные правила трансфертного ценообразования). Не надеясь только на позитивные стимулы для вывода зарплаты из тени правительство предлагает усилить ответственность за выплату зарплаты без уплаты налогов и ограничить наличное обращение, питающее теневую экономику.
Правительство собирается сокращать чиновников, заменяя их компьютерами (планируется введение электронного управления в 2015-2016 годах). Анонсировано урезание всевозможных расходов.
Ожидаемые изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также закон о госбюджете на 2015 год должны показать, насколько серьёзны намерения правительства.
По материалам: Liga