Компании

все компании

АМКУ ограничит отсрочки платежа и заставит ритейлеров отказаться от бонусов

14 ноября 2014 года, 09:28

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) наконец завершил скандальное расследование о картельном сговоре продовольственных ритейлеров. «Вина сетей доказана», — уверяет и. о. главы ведомства Николай Бараш, размахивая внушительной папкой с документами. Суммы штрафов для провинившихся игроков он не назвал, но пообещал сделать это до конца года.

Сейчас комитет рассматривает несколько возможных вариантов санкций. Но, по словам Бараша, вероятнее всего, компаниям выпишут небольшой штраф, установят максимально возможную отсрочку платежа, запретят взимать необоснованные маркетинговые платежи (плата за полку, ввод новых позиций, размещение товаров на дополнительных местах и т. д.). «Мы установили, что сети предоставляют поставщикам до 35 разных услуг, рентабельность которых может достигать 608 %!» — сообщил главный специалист шестого управления исследований и расследований АМКУ Тарас Ущаповский. По его данным, отсрочки платежей могут достигать 150 дней, тогда как товар в магазине продается в среднем за 35 дней.

Чиновники уверены, что необходимость осуществлять все эти платежи повышает цены на продукты питания в среднем на 20‑30 %. «В странах Европейского союза средняя наценка составляет 10‑15 %, на этом сети и живут», — отметил Бараш.

Скандальный вопрос

Расследование резонансного дела на рынке продовольственного ритейла началось весной 2012 г. Тогда специалисты АМКУ установили, что в 2010‑2011 гг. сети повысили цены на продукты питания на 22‑38 %, хотя индекс потребительских цен за этот же период вырос всего на 13,5 %. В поле зрения представителей комитета попали 14 крупнейших украинских ритейлеров, в частности, АТБ, «Ашан», «Велика кишеня», «Сільпо», METRO, Billa и пр. Они координировали свои действия при помощи исследовательской компании AC Nielsen. Именно эта организация проводила мониторинг цен продуктов питания на полках магазинов, что фактически позволяло ритейлерам действовать согласованно.

100 млн грн готовы заплатить проштрафившиеся ритейлеры

Представители АМКУ заявляли, что получили достаточно доказательств вины сетей и готовились наложить огромные штрафы — до 10 % от годового оборота компании. Например, в 2011 г. продажи «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» составили € 791 млн, значит размер штрафа, который грозил игроку, мог составить € 79,1 млн.

Но применить санкции помешала начавшаяся зимой прошлого года революция, после чего глава АМКУ Василий Цушко и его заместитель Рафаэль Кузьмин были уволены со своих должностей. Новые руководители комитета назначены не были, а вынесение решений по многим резонансным делам было приостановлено.

Сами ритейлеры обвинения отрицали. «Мы не согласовываем свою ценовую политику с конкурентами», — говорил ранее «Капиталу» совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко. «Мы никогда не подписывали договор ни с одной организацией, которая занимается сбором данных по стоимости товаров», — утверждал также в интервью «Капиталу» директор продовольственной сети «Ашан» в Украине Жерар Галле.

Непростое решение

Ритейлеры готовы частично выполнить требования АМКУ. «Мы не признаем свою вину, но готовы заплатить штраф в несколько сотен тысяч гривен. Если будет больше — станем судиться», — сказал изданию директор крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. О готовности сетей суммарно заплатить около 100 млн грн говорится в письме Украинской ассоциации поставщиков к и. о. главы АМКУ. «Это соответствует убыткам, которые были понесены», — сказано в обращении ассоциации.К рекомендациям АМКУ сети относятся скептически. Требования по отсрочке платежей и маркетинговым бюджетам обсуждались уже много раз, но ни к каким результатам не привели, отметил генеральный директор группы компаний «Край» (сеть гипермаркетов «Країна», супермаркеты «Край») Виталий Коба.

Если ограничения по отсрочке платежа будут введены, мы попросту выведем часть товаров из ассортимента, предупреждает совладелец сети «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. С другими поставщиками ритейлеры могут заключить договоры на реализацию продукции. Музалев допускает, что если маркетинговые бюджеты запретят, то сети повысят наценки. «Вы же понимаете, что эта плата появилась не от хорошей жизни», — добавил он. Генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко поясняет, что часто сами поставщики настаивают на оплате маркетинговых бюджетов. Таким образом они стараются получить больше преференций перед своими конкурентами.

АМКУ может предусмотреть разные ограничения для сетей. «Но эти требования будут соблюдаться?» — интересуется управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. «В наших договорах оговорены сроки оплаты продукции, но сети часто их нарушают. Разорвать с ними соглашения мы опасаемся, поскольку потеряем продажи», — признал генеральный директор компании по продаже круп, пожелавший остаться неназванным. Бараш отказался раскрывать механизмы, которые позволят контролировать выполнение требований комитета.


По материалам: Капитал





Просмотров: 926
Другие новости