Компании

все компании

В портах блокируется экспорт зерновых

9 жовтня 2014 року, 09:02

В Одесской области, в частности, в Одесском морском торговом порту (ОМТП) блокируется экспорт зерновых и масличных культур из‑за резко участившихся проверок госорганами, в частности представителями прокуратуры совместно с Госветфитослужбой и ликвидированной де-юре Госсельскохозинспекцией. Об этом вчера сообщила в своем пресс-релизе Европейская бизнес ассоциация (ЕБА). По данным ЕБА, в связи с проверками, почти все портовые и линейные элеваторы региона существенно задерживают отгрузку либо вынуждены вообще остановить деятельность. Ревизии проводятся на основании постановления № 47 от 23 сентября 2014 г. Черноморской транспортной прокуратуры и коснулись Одесского морского торгового порта, ООО «Бруклин-Киев», ООО «Олимпекс Купе Интернешнл», ООО «Укрэлеваторпром».

Крик души

Генеральный директор компании «Бруклин-Киев» Юрий Губанков, комментируя ситуацию «Капиталу», сообщил, что такие ревизии — это своего рода трюк.

Поскольку в стране уже запрещены проверки хозяйствующих субъектов, коррумпированные госорганизации, говорит Губанков, нашли лазейку через прокуратуру: «Нашу компанию проверяли безосновательно, а результаты проверки нечего не выявили, но было потерянно время». Подтверждает наличие преград и начальник отдела логистики компании «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун и добавляет, что несколько недель назад аналогичные проверки Генпрокуратура проводила в порту «Южный» на терминале компании «ТИС», а экспортные партии его компании задерживались на сутки.

Факт проведения проверок подтвердил «Капиталу» и начальник отдела карантина растений Госветфитослужбы Вадим Чайковский, который, правда, уточнил, что проверки его ведомство проводит исключительно на тех элеваторах, с которых будет поставляться зерно в Китай.

Сертификат

Представитель стивидорной компании, пожелавший остаться неназванным, говорит, что у контролирующих органов не осталось механизмов влияния на рынок, после того как в начале года была отменена сертификация качества зерна. В результате, по его словам, инспекторы ужесточили проведение некогда безобидной процедуры получения фитосанитарного сертификата. Это привело к тому, что корабли с продукцией растениеводства простаивают по 5 суток (тогда как в портах Европы суда тратят на получение этого документа несколько часов), а за каждые сутки простоя дополнительно операторы оплачивают по $ 15‑20 тыс.

Усугубляется ситуация тем, что у Госветфитослужбы элементарно не хватает кадров, чтобы проинспектировать каждое хозяйство, отгружающее зерно экспортерам-трейдерам, и машины едут в порты без карантинных сертификатов, рассказывает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. На подъездах к портам их останавливают сотрудники Госветфитослужбы и ГАИ. Впоследствии, уже около портов, отправители за определенную сумму — около 30 грн за каждую тонну зерна — оформляют необходимый документ на каждую партию товара у близких к чиновникам компаний.

в 2 раза сократились объемы ввоза зерна автомобильным транспортом в МТП Украины за последние 2 недели

Председатель набсовета агрокомпании «Рамбус» Алексей Гаврилов говорит, что такая проблема существует, в частности, в МТП «Южный». В результате действий ГАИ и фитосанитарных инспекторов, которые проверяют наличие карантинного сертификата, завоз зерна в порты автомобильным транспортом сократился в два раза за последние две недели.

«Проблему, вероятно, удастся решить в ближайшие недели, так как правительство сейчас рассматривает вопрос упразднения карантинного сертификата на зерно. В случае отмены карантинной сертификации на зерно фермеры смогут перево­зить его по всей Украине без препятствий», — прогнозирует Заблоцкий.

В Минагрополитики уже сформирована специальная комиссия по вопросам упрощения логистики, рассказали «Капиталу» в Госветфитослужбе. «Мы сейчас активно работаем над дерегуляцией», — заверяют в ведомстве.

Простои

Проблемы с простоем грузов существуют и в других портах, говорят в Администрации морских портов Украины (АМПУ). Первый заместитель председателя АМПУ Юрий Васьков в комментарии «Капиталу» сказал, что сейчас кроме проверок зерновых существует проблема с оформлением контейнерных грузов. По его словам, прежде чем контейнер с морского транспорта перегрузится на автомобильный, его проверяют 7‑10 различных инспекций, в том числе гостаможслужба и фитосанитарная служба. «Из-за этого страна теряет грузопотоки, что приводит к недополучению десятков миллионов гривен, а порты и операторы становятся менее конкурентоспособными. Поэтому нужно проводить дерегуляцию и применять европейскую практику оформления грузов, где затрачивается значительно меньше времени», — говорит он. Первый заместитель министра инфраструктуры Александр Малин заявил «Капиталу», что министерство сейчас разрабатывает законопроект, который будет ограничивать перечень проверяющих организаций, имеющих право работать в пограничной и таможенных зонах.


По материалам: Капитал





Просмотров: 1096
Другие новости