Компании

все компании

Банкиры хотят равенства. при отчислении штрафов в Фонд гарантирования вкладов

17 апреля 2013 года, 08:30
Банкиры выступают за введение единого подхода при начислении штрафов Фондом гарантирования вкладов физических лиц, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Банкиры хотят равенства. Размер этих санкций сейчас зависит от уставного капитала нарушителя, а значит, штрафы для крупных банков в сотни раз выше, чем для небольших. Участники рынка считают, что размер штрафов должен зависеть от тяжести нарушения и быть привязанным к объему розничного депозитного портфеля.

Неодинаковый подход при начислении штрафов Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) за нарушения требований нормативных актов фонда вызывает недовольство банкиров. Украинский кредитно-банковский союз (УКБС) обратился в Нацбанк и ФГВФЛ с вопросом о необходимости уравнять для банков использование штрафных санкций.

Согласно закону "О системе гарантирования вкладов физлиц", за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений или нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках на банк налагается штраф в размере 0,05-0,1% от его уставного капитала. Невыполнение и несвоевременное выполнение кредитным учреждением решения фонда влечет за собой штраф в размере 0,04-0,1% капитала. В УКБС отмечают, что это предусматривает разную ответственность для банков за идентичные нарушения. По данным НБУ, на 1 марта минимальный и максимальный размеры уставных капиталов в банковской системе колеблются в пределах 35 млн грн и 16 млрд грн. Соответственно, даже в случае одинаковых нарушений размеры санкций могут различаться в сотни раз.

Банкиры считают, что штрафы не должны зависеть от размеров учреждений. "Фонд штрафует даже за то, что не наносит никакого ущерба вкладчикам — например, если кто-то из заместителей председателя правления поменял паспорт, а банк не успел сообщить об этом. Конечно, нужны какие-то меры воздействия, однако они должны быть соизмеримы. Штрафы не должны быть связаны с размером уставного фонда, а должны привязываться к тяжести нарушения",— уверен председатель правления Индустриалбанка Леонид Гребинский. Кроме того, участники рынка отмечают необходимость уточнения случаев применения действующих санкций. "Существующая дифференциация размеров штрафа от 0,05% до 0,1% нуждается в уточнении: за какие конкретно нарушения должен налагаться минимальный, а за какие — максимальный штраф. Полагаю, оптимально было бы снизить их вдвое. Возможно, также уменьшить размер санкций за несистематические нарушения",— говорит заместитель председателя правления Банка Национальный кредит Людмила Мищук.

В УКБС также отмечают, что установленные фондом требования не учитывают существенности нарушений и не разделяют их по степени отрицательных последствий. "Целесообразно внести в акты ФГВФЛ нормы относительно установления порогов существенности нарушений. Это обеспечит соблюдение конституционного принципа равенства всех перед законом в вопросе применения штрафных санкций",— полагает генеральный директор УКБС Галина Олифер.

Впрочем, далеко не все банкиры поддерживают идею введения одинаковых штрафов. "Одно и то же нарушение, допущенное банком 1-й и учреждением 4-й группы, несет для вкладчиков и фонда различные риски. Просто в силу того, что портфели вкладов одного и другого банка существенно отличаются, и одна и та же ошибка может нести риски потенциального ущерба в случае крупного банка на миллионы гривен, а в случае небольшого — на десятки тысяч гривен. Поэтому вполне логично, что размер штрафов должен зависеть от размера банка",— отмечает госпожа Мищук.

В качестве компромисса участники рынка допускают возможность привязки размера санкций к объему депозитного портфеля банков. "Есть крупные банки, которые неактивно привлекают розничные депозиты. Поэтому их нарушения не окажут большого влияния на вкладчиков. Непонятно, почему они должны платить такие большие штрафы за технические ошибки",— говорит заместитель председателя правления одного из крупных банков.




Просмотров: 939
Другие новости