Компании

все компании

Валерий Хорошковский: Европейская интеграция Украины в первую очередь зависит от того, насколько быстрыми и эффективными будут наши внутренние преобразования

17 травня 2012 року, 14:51
Валерий Хорошковский: Европейская интеграция Украины в первую очередь зависит от того, насколько быстрыми и эффективными будут наши внутренние преобразования Эксклюзивное интервью первого вице-премьер-министра Украины Валерия Хорошковского агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: 30 марта Украина и Европейский Союз парафировали соглашение об ассоциации, включая создание зоны свободной торговли. Следующие шаги – подписание и ратификация. Насколько длительным будет этот процесс, и какие шаги должна сделать Украина для его успешного завершения?

Ответ: Украина определила и законодательно закрепила свой курс на европейскую интеграцию. Мы проводим системную работу в этом направлении: вносим изменения в национальное законодательство, принимаем меры по улучшению инвестиционного климата, решаем проблемы иностранного бизнеса в сфере администрирования налогов, сертификации, лицензирования, прав интеллектуальной собственности и так далее.

Европейская интеграция Украины в первую очередь зависит от того, насколько быстрыми и эффективными будут наши внутренние преобразования. Мы работаем над выполнением домашнего задания каждый день.

Сегодня перед Украиной стоит достаточно серьезный перечень вопросов по дальнейшему продвижению в направлении евроинтеграции. Безусловно, вопрос вступления в силу соглашения об ассоциации является ключевым. После парафирования соглашения идет техническое досогласование некоторых текстовых моментов, после чего все будет готово к подписанию и ратификации. Часть соглашения, касающаяся создания зоны свободной торговли, требует согласия со стороны Европейского парламента, а полностью все соглашение об ассоциации нуждается в ратификации всеми национальными парламентами. С технической точки зрения мы могли бы подойти к подписанию и началу процесса ратификации уже до конца года.

Но есть и политическая составляющая. Наши европейские партнеры неоднократно говорили о том, что судьба соглашения об ассоциации зависит от разрешения ситуации с делом экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Длительное время идут дискуссии насколько правомерной является такая связка, но факт остается фактом: это позиция серьезных сил внутри ЕС. Безусловно, вопрос верховенства права является для всех нас исключительно важным, но повестка дня Украина–ЕС не может ограничиваться лишь делом Тимошенко. Нам все равно придется адаптировать огромный объем законодательства, урегулировать целый перечень технических задач, которые, так или иначе, необходимы для продвижения Украины к Европейскому Союзу. Поэтому я, как отвечающий за евроинтеграцию, предлагаю не просто стоять и ждать, а двигаться по всем другим пунктам повестки дня.

Украина уже проделала достаточно большую работу, мы будем продолжать двигаться в этом направлении и дальше. Посмотрите: за последние два месяца мы урегулировали или подошли вплотную к окончательному решению целого перечня вопросов, которые годами оставались нерешенными. Например, мы приняли политические решения по реформированию системы управления государственными финансами, включая вопрос передачи Счетной палате функций контроля над доходами в госбюджет. Приняты важнейшие решения в области выполнения обязательств Украины в рамках Европейского Энергетического сообщества, включая вопрос разделения НАК "Нафтогаз" и допуска третьих сторон к ГТС Украины. Наконец-то на рассмотрение в парламенте включен вопрос о биометрических паспортах и, надеюсь, на протяжении ближайших недель он будет принят, что позволит нам завершить законодательную фазу Плана действий по введению безвизового режима. Принят план адаптации законодательства Украины к нормам ЕС, план первоочередных мероприятий в области евроинтеграции.

В конце апреля во время встречи со мной Комиссар ЕС по вопросам торговли господин Карел Де Гухт выразил благодарность за то, что впервые за долгий период времени компании ЕС отметили прогресс в разрешении проблем в их работе на украинском рынке. Я уже не говорю о таких казалось бы мелких, но все таки требующих времени и внимания вопросах, как упрощении процедуры регистрации экспертов, которые работают в рамках проектов ЕС в Украине и так далее. Все это и многое другое – за немногим более, чем два месяца работы.

Вопрос: В ходе переговоров Вы чувствовали проблемы еврозоны, которые сейчас существуют? Сказываются ли они на переговорном процессе?

Ответ: Прямого влияния нет. Нам нужно говорить о стандартах, правилах, законодательстве, а это не зависит от того, какой курс евро или какое состояние национальных экономик европейских стран. Между нами все еще достаточно большая дистанция, но мы проделали огромную работу (в направлении сближения – ИФ) и продолжаем движение в этом направлении.

Вопрос: Кроме движения в сторону Европы украинские власти активно налаживают политико-экономические отношения с Россией и другими странами СНГ, в частности, Украина подписала соглашение о зоне свободной торговле со странами СНГ. Когда это соглашение будет ратифицировано Верховной Радой?

Ответ: Сейчас идут внутриведомственные процедуры, и по их завершению парламент приступит к рассмотрению этого вопроса. Это может произойти как через неделю, так и через месяц. Задание экономистов посчитать все плюсы и минусы, влияние на внутренний рынок и только после этого подготовить документы к ратификации.

Вопрос: Какой, на ваш взгляд, является оптимальная модель сотрудничества между Украиной и Таможенным союзом?

Ответ: Таможенный союз создан, а это означает, что пространство для украинских товаров будет постепенно закрываться. С одной стороны, это не смертельно. Бизнес будет переориентироваться. Но с другой стороны, мы будем терять исторические рынки, в этот период будут возникать трудности, и это будет сказываться на состоянии не только отдельных предприятий, но и на экономике в целом. Нужно искать качественные решения и выстраивать партнерские отношения не только с отдельными субъектами, а с Таможенным союзом в целом.

Но, как я уже неоднократно говорил, невозможно состоять в двух таможенных союзах одновременно. На сегодняшний день наши усилия, согласно украинскому законодательству и стратегии, прежде всего, направлены на присоединение к Евросоюзу. Наш выбор - европейская модель интеграции.

Вопрос: Просчитывались ли последствия потери для Украины рынков России и стран СНГ?

Ответ: Когда мы говорим о потерях, нужно понимать, что это дорога с двусторонним движением. Будут потери не только с нашей стороны, но и со стороны Таможенного союза. Украина – огромный 45-миллионный рынок, который потребляет большое количество товара с территории ТС. Мы на сегодняшний день крайне корректны в отношении своих партнеров по поводу проведения каких-либо антидемпинговых или специальных расследований, и надеемся на взаимность. Но мы обладаем и возможностями и инструментарием по отстаиванию собственных интересов.

Вопрос: Газовый вопрос всегда влиял на украинско-российские отношения, уже два года наши власти бьются за пересмотр газовых контрактов и цены на российский газ, пока безрезультатно. Одновременно ведется активная работа по диверсификации источников поставок энергоносителей. Какие перспективы в этом направлении, насколько реальны и выгодны планы по закупке Украиной газа в Европе?

Ответ: Разговоры о поиске альтернативных источников поставок энергоносителей ведутся достаточно давно, поскольку эта тема тесно связана с обеспечением энергобезопасности страны. На сегодняшний день Украина как никогда близка к получению газа из других источников. Речь не идет о компенсирующем количестве, но тем не менее, это важно.

Нам будет легче разговаривать с нашим главным поставщиком газа о возможности пересмотра цен на голубое топливо для Украины, если мы действительно будем иметь альтернативы по поставкам газа. Неуступчивость диктуется, прежде всего, монопольным положением.

Вопрос: Национальная акционерная компания (НАК) "Нафтогаз Украины" и RWE Supply & Trading GmbH (RWEST, Германия) заключили рамочное соглашение о купле-продаже природного газа. Ведутся ли переговоры с другими компаниями о возможности покупки газа?

Ответ: Действительно, такие переговоры ведутся. В Европе газ подвержен рыночной конъюнктуре с точки зрения времени потребления, стоимости и объемов. Исходя из этого, вопрос не только в наличии газа, но и в возможности его прокачки. Переговоры ведутся и в первом, и во втором направлении.

Вопрос: Разработано ТЭО строительства LNG-терминала в Украине, когда правительство планирует рассмотреть утверждение этого ТЭО на своем заседании?

Ответ: Я думаю, что это уже вопрос ближайших заседаний правительства, возможно даже в этом месяце.

Вопрос: По вашему мнению, не является ли реорганизация НАК "Нафтогаз Украина" нарушением газового контракта с Россией? Кто выступит правопреемником НАК по договорам?

Ответ: Этот вопрос будет дополнительно исследоваться юристами. Разделение является важным и необходимым шагом для того, чтобы разъединить товарные потоки и уйти от перекрестного субсидирования. Оно является тормозом развития, в частности, и газодобычи на территории Украины. Что касается способов и возможных последствий, то их должны изучить юристы и предложить те схемы, которые могут быть адаптированы при контрактных условиях, подписанных ранее.

Вопрос: На каком сейчас этапе переговоры с МВФ по предоставлению Украине очередного транша кредита stand by? Возможен ли транш в этом году?

Ответ: Одно из ключевых требований МВФ – повышение тарифов на газ для населения. Думаю, что этот вопрос будет пока оставаться открытым. Позиция правительства состоит в том, что повышать цены на газ для населения можно будет только после отработки модели предоставления адресной социальной помощи. Иначе мы породим кризис неплатежей и создадим социальную напряженность.

С экономической точки зрения вопрос, который перед нами ставит МВФ, объективен. Нам нужно более разумно подходить к вопросу энергопотребления. Расточительность, с которой мы относимся к энергоресурсам, объясняется их дешевизной. Повышение цен на газ будет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, минимизировать потери при транспортировке энерго- и теплоносителей непосредственно к потребителю. Ведь порой такие потери достигают 50-60%.

При условии повышения цен на газ и при правильном подходе к вопросу энергосбережения затраты населения могут и не увеличиться.

Вопрос: Ваше видение реформы жилищно-коммунального хозяйства?

Ответ: ЖКХ - огромная недоинвестированная зона. Желающих вкладывать в нее деньги много. Условие одно - тарифы должны соответствовать затратам и иметь небольшую инвестиционную составляющую. Как только мы решаем этот вопрос, у нас отбоя не будет от желающих инвестировать в ЖКХ. Все остальное – иллюзия. Средств госбюджета никогда на это не хватит, а инвестиции привлечь в убыточное предприятие невозможно.

Вопрос: Какие предприятия могут быть выставлены на приватизацию в 2013 году, чтобы профинансировать дефицит бюджета, как это планирует Минфин? Поддерживаете ли вы приватизацию портов, железной дороги?

Ответ: В Украине осталось около 200 не подлежащих приватизации предприятий. Это говорит о том, что приватизационный процесс в ближайшие год-два подойдет к своему счастливому завершению. Я считаю это абсолютно правильным – опыт показывает, что государство не всегда является качественным и надлежащим управленцем. Что касается железной дороги, то с учетом того, что это важнейшая часть инфраструктуры государства, спешить не стоит. Относительно портов – проблем абсолютно не вижу, при условии конкурентных процедур продажи и недопущения монополизации.

Вопрос: В марте рост промышленного производства сменился падением, в агросекторе после осенней засухи вряд ли удастся повторить результат 2011 года. Будет ли правительство ухудшать макропрогноз на 2012 год? Не приведут ли социальные выплаты к росту инфляции и девальвации?

Ответ: Запланированные макропоказатели за первый квартал действительно не были достигнуты. Это не такое значительное отклонение, но недовыполнение существует.

Если говорить о рисках возможной инфляции в результате реализации социальных инициатив президента Украины Виктора Януковича, могу сказать, что на сегодняшний день мы находимся в дефляционной точке и те суммы, которые планируются к выплатам, нас не пугают. Они будут иметь незначительное влияние на процесс инфляции, но мы уверены в том, что останемся в расчетных параметрах по результатам года.

Вопрос: Стабильность курса вещь оправданная, но многие спрашивают, как Украина умудряется сохранять стабильный курс валют на протяжении 2-3 лет и не является ли это искусственным?

Ответ: Стабильный курс национальной валюты – это прежде всего отражатель состояния экономики, банковской системы, а также золотовалютных резервов страны. Зная внутреннюю ситуацию в Национальном банке Украины, уверен, что сегодня у НБУ никаких проблем с точки зрения поддержания данного курса не существует - он формируется рыночными методами.

Вопрос: Каким образом возможное падание евро скажется на нашей экономике?

Ответ: Прогнозирую, что значительного падения курса евро не будет, поскольку, на мой взгляд, частичные риски выхода Греции из зоны евро уже заложены в текущем курсе, хотя спекулятивное давление возможно. Для нас это имеет определенное значение, так как часть золотовалютных резервов сформирована в евро, но, в силу названных причин, ситуация находится в пределах погрешности.

Вопрос: Многие руководители европейских стран отмечали, что евроинтеграция Украины напрямую связаны с проведением прозрачных и демократичных парламентских выборов. Справятся украинские власти с этой задачей? Вы сами баллотироваться в народные депутаты не планируете?

Ответ: Баллотироваться я точно не буду - ни по спискам, ни по мажоритарному округу.

Что касается проведения парламентских выборов, то лично я считаю, что Украина должна провести честные, прозрачные и демократичные выборы. Более того, мы не имеем права допустить других выборов. Результат должен быть отображением волеизъявления граждан.

Конечно, это не исключает политической борьбы, достаточно серьезной пропагандисткой работы, как со стороны оппозиции, так и со стороны власти. Самое главное - нужно научиться признавать поражение, кто бы ни проиграл: власть или оппозиция. Нельзя кричать, что выборы были нечестные и несправедливые еще до их завершения. Поскольку это вселяет неверие в саму кампанию, неверие в тех, кто в ней участвует и кто ее проводит.

Очень хорошо, что будет много наблюдателей из различных международных и украинских организаций, и будут проводиться экзит-полы. Все эти факторы вместе должны дать объективный результат.

По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 1589
Другие новости