Компании

все компании

ГКЦБФР отучит от рекламы

11 ноября 2011 года, 11:56
В парламенте зарегистрирован законопроект, предполагающий комплексные изменения в функционировании фондового рынка, пишет "Экономические известия". Среди наиболее болезненных норм — усиление мониторинга за рекламой профучастников рынка и запрет на владение физлицами акциями фондовых бирж

Ряд инициатив Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) были объединены в законопроект №8120-д. Новшества, предлагаемые документом, можно разбить на три блока: расширение полномочий ГКЦБФР, усиление мониторинга рекламы на фондовом рынке и ужесточение требований к торговцам, биржам и биржевым сделкам.

В частности, к первому блоку можно отнести введение пруденциального надзора ГКЦБФР, внедрение контроля за наличием у компаний необходимых программных продуктов, а также получение ГКЦБФР доступа к банковской тайне (если обращения в банки будут касаться сделок с ценными бумагами).

Главное внимание в законопроекте, тем не менее, заострено на «рекламном» блоке. Само по себе определение рекламы на фондовом рынке в документе трактуется весьма широко. Так, к примеру, обозначено, что таковой не является информация, которая публикуется на обязательных началах по требованиям нормативно-правовых актов ГКЦБФР, а также информация, которая предоставляется профучастником рынка своему клиенту. Все другие материалы, которые в эти рамки вписываться не будут, придется заранее согласовывать с ГКЦБФР (процедура длительностью до 10 дней), иначе это обернется штрафом в 50-150% от стоимости размещенной и несогласованной рекламы.

Законопроектом также отсекается возможность указания в рекламе прогнозированного дохода от сделок с ЦБ и ссылок на ранее полученные доходы по аналогичным транзакциям. Кроме того, невозможной становится реклама ценных бумаг до регистрации их эмиссии и использование сравнительной рекламы. «Мы очень часто сталкиваемся с рекламой некоторых компаний по управлению активами, которые называют нереальные, завышенные цифры доходности фондов под их управлением. Например, был такой случай, когда называлась годовая доходность фонда, который на тот момент не просуществовал еще и полгода»,— объясняет необходимость нововведений Максим Либанов, начальник управления аналитического обеспечения ГКЦБФР.

Анализируя законопроект, эксперты находят в нем немало позитива. Так, к примеру, торговцы приветствуют как раскрытие информации о своих сделках с ЦБ в общедоступной базе ГКЦБФР, так и запрет на изменение условий договоров купли-продажи ЦБ, если таковые были заключены по публичной оферте. «Значительную часть изменений, предложенных законопроектом, можно оценить позитивно. Нормы о раскрытии информации о сделках касаются публичной рыночной информации, а запрет об изменении условий договоров, заключенных по публичным офертам на фондовых биржах, направлен на предотвращение манипулирования»,— говорит управляющий директор ИК «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов.

В то же время, добавляет он, вызывают обеспокоенность отдельные нормы, касающиеся рекламы. Проблема состоит в том, что из-за широких трактовок «рекламы» согласовывать с комиссией, возможно, придется даже информацию, размещаемую на собственном сайте, или аналитические обзоры. При этом комиссия физически не будет успевать проверять такие пласты информации, если все участники начнут ее согласовывать.

Нарекания вызывает документ и у представителей фондовых бирж, прежде всего в части запрета на участие физлиц в их капитале. «Биржи априори должны иметь стандарты корпоративного управления выше среднего и быть полноценными ПАО,— говорит директор биржи «Перспектива» Станислав Шишков.— Логично ли выглядит идея о стимулировании государством публичности компаний, если именно те компании, которые обеспечивают учет и организацию торгов ценными бумагами публичных компаний, сами как раз публичным и неограниченным обращением своих акций похвастаться не могут?»

Соглашается с этим и председатель правления «Украинской биржи» Олег Ткаченко. Он также обращает внимание на норму, касающуюся согласования кандидатур на должность руководителей бирж. «Правильным будет просто установление требований к руководителям бирж, и не нужно никаких процедур согласования. Если человек отвечает установленным требованиям, то он должен автоматически занимать свою должность»,— резюмирует эксперт.




Просмотров: 644