Компании

все компании

Реформа напала на рельсы

27 октября 2011 года, 11:21
Реформа напала на рельсы Преобразованиям в железнодорожном секторе дан старт: подготовлен законопроект об акционировании «Укрзалізниці», пишет "Экономические известия", а в ближайшие дни будет утверждена также государственная программа реформы. С десятилетним отставанием от соседей железные дороги Украины становятся на путь рыночной экономики

Кабмин направил в парламент законопроект «Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», в котором на базе «Укрзалізниці» предлагается создать публичное акционерное общество. В ПАО войдут все шесть железных дорог, которые сейчас являются отдельными юридическими лицами, а также большинство госпредприятий из сферы железнодорожного транспорта, которые сейчас подчиняются «Укрзалізниці» либо Мининфраструктуры.

Среди них, например, все вагоноремонтные заводы, отраслевые НИИ и КБ, заводы по производству шпал, а также такие предприятия, как госцентр по эксплуатации специализированного транспорта «Укрспецвагон», центр рефрижераторных перевозок «Укррефтранс» и контейнерных перевозок «Лиски». Как отдельные субъекты хозяйствования все эти юрлица перестанут существовать. Все 100% акций общества закрепляются в собственности государства без права отчуждения, приватизации, передачи во временное или частичное пользование. Полномочия единственного акционера ПАО ложатся на Мининфраструктуры.

Помимо всего имущества «Укрзалізниці» и входящих в нее предприятий, корпоративных прав на них, в уставный капитал создаваемой акционерной компании будут переданы также права постоянного пользования земельными участками, на которых располагаются эти предприятия. Плюс — права по управлению всей инфраструктурой железнодорожного транспорта, включая колеи, станции, контактные сети и системы управления движением. В проекте документа подчеркивается, что последняя составляющая является собственностью государства и предоставляется обществу лишь на правах хозяйственного ведения, поэтому в отношении нее запрещены любые действия, которые могли бы привести к отчуждению этого имущества. Интересным моментом законопроекта является пункт о том, что все средства, которые получает общество от операций с имуществом, направляются исключительно на осуществление закрепленной уставом деятельности компании.

Создание АО на базе «Укрзалізниці» — только первый этап реформы в железнодорожном секторе, который по сути представляет собой разделение административных и хозяйственных функций. На его реализацию законопроектом отведено более двух лет: в течение пяти месяцев должен быть составлен акт оценки имущества и подготовлен устав компании, еще два года уйдет на переоформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества. Начало реформы предполагает принятие целого пакета документов, которые, по информации «i», уже подготовлены и будут утверждены в ближайшие дни.

Это, в частности, закон о внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте, который должен принять парламент, а также целевая госпрограмма реформирования ж/д транспорта — постановление о ее принятии утвердит Кабмин. Конечным сроком реформы определен 2019 г., но эта дата скорее ориентировочна и еще не раз будет меняться.

Эксперты позитивно оценивают начало процесса реформ на железной дороге: этот вопрос назрел давным-давно.

Уже с 2009 г. кредиторы, в частности, ЕБРР, отказались продолжать сотрудничество с «Укрзалізницею» из-за отсутствия прогресса в области реформирования. Одними закупками новых вагонов уже стало невозможно решить проблемы отрасли, обусловленные неадекватной системой управления, которые по мере оттягивания преобразований только нарастали.

«Реформы более или менее начались. Но мы не видим конкретных шагов и комплексного планирования, которое способно привести в железнодорожный сектор инвестиции. Финансовые институции имеют средства и готовы их дать, но все ждут, как пойдет реформа»,— прокомментировала ситуацию в отрасли буквально накануне регистрации законопроекта координатор транспортного сектора представительства ЕС в Украине Юрате Юодснуките.

К сожалению, важные для отрасли шаги предпринимаются с отставанием от потребностей экономики примерно на 10 лет — по крайней мере, именно столько времени прошло с момента принятия в 2001 г. закона об акционировании железнодорожного транспорта в России, чья модель реформы легла в основу и украинской концепции. Для иллюстрации сроков ее внедрения стоит сказать, что ОАО «РЖД» на базе администрации, подобной «Укрзалізниці», было создано в 2003 г., с момента выделения в дочернее предприятие грузовых перевозок и создания конкурентного рынка этих услуг прошло еще четыре года. А поставленная во время реформирования задача довести долю частного подвижного состава на рынке до 100% остается невыполненной и сейчас.

Начиная свои преобразования через 10 лет, Украина практически полностью копирует российскую модель (кстати, аналогичная реализована, к примеру, и в Германии). Единственное, чего у нас собираются избежать,— это передачи инвентарного парка «Укрзалізниці» частным компаниям, из-за которой РЖД столкнулась с серьезными трудностями. Разработчики реформы подчеркивают, что ПАО будет владеть собственным парком и конкурировать с частниками, которые — к тому же — обязаны будут платить обществу за использование инфраструктуры.

«Если при этом функцию по регулированию тарифов заберут у Мининфраструктуры и отдадут независимой комиссии, проблем не возникнет»,— уверены в Центре экономического и политического анализа. «В Германии, например, создана отдельная компания для распоряжения инфраструктурой, которая наравне с компаниями-операторами входит в государственный холдинг. И эта компания оказывает услуги по инфраструктуре — продает нитки графика движения по путям как временные промежутки»,— говорит зампроректора по научной работе Государственного экономико-технологического университета транспорта Иван Родионов.

Эксперт считает, что после долгих стенаний и дискуссий вокруг формата реформы был выбран наиболее приемлемый вариант. «Акционерное общество — это самая прогрессивная форма ведения бизнеса»,— отмечает он.

Напомним, в разное время железная дорога рассматривала варианты преобразований по пути акционерной компании, госконцерна и госпредприятия.




Просмотров: 756