Компании

все компании

Забрать нельзя оставить

26 вересня 2011 року, 11:07
Прошедшая неделя продемонстрировала, сколь противоречиво отношение украинских властей к согражданам предпринимателям: внеся на рассмотрение в ВР законопроект №9202 «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», госмужи тут же компенсировали это ужесточением сроков уплаты единого социального взноса и изменением правил начисления налога на прибыль, пишет "Экономические известия"

Внесению на рассмотрение в ВР законопроекта №9202 предшествовали почти две недели бравурных заявлений премьера и президента о важности предпринимательства для Украины и о том, как жестоко будут наказаны те, кто этому развитию препятствует. «В Украине продолжается регуляторная реформа, целью которой является сокращение разрешительной системы примерно на 90%. Речь идет о революции в этом направлении»,— заявил в Нью-Йорке во время встречи с представителями американских деловых кругов Виктор Янукович.

«Правительство предлагает ужесточить ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера. Для этого мы намерены внести изменения в ст. 16610 Кодекса об административных правонарушениях»,— вторил патрону первый вице-премьер Андрей Клюев, обещая жестоко наказывать чиновников за неуведомление или несвоевременное уведомление об отказе в выдаче разрешительных документов, нарушение сроков выдачи, необоснованный отказ в выдаче и аннулировании таких документов.

Заявления даже закончились вполне конкретным результатом: в конце прошлой недели правительство внесло на рассмотрение в ВР вышеупомянутый законопроект №9202 «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», который, в случае принятия, должен существенно упростить систему налогообложения для определенных групп предпринимателей, а также внедрить финподдержку МСБ со стороны государства.

Так, документ предусматривает поддержку бизнеса с помощью «всех видов не запрещенной законом финансовой помощи», а именно: частичную компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предоставляются на реализацию проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, частичную компенсацию лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями, предоставление гарантии и поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление кредитов, в том числе микрокредитов, для начала и ведения собственного дела, предоставление займов на приобретение и внедрение новых технологий, компенсацию расходов на развитие кооперации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными предприятиями, финансовую поддержку внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий и другие виды не запрещенной законодательством финансовой государственной поддержки.

В то же время на господдержку не могут рассчитывать субъекты предпринимательства, занимающиеся кредитными операциями, производством или реализацией алкогольных и табачных изделий, обменом валют и арендой недвижимости.

Правда, похоже, Кабмин так и не определился, из каких источников будет финансироваться этот аукцион невиданной щедрости. «Финансовая государственная поддержка оказывается за счет государственного бюджета и других источников»,— значится в тексте законопроекта. При этом «реализация проекта не потребует дополнительных материальных и других затрат», написано в пояснительной записке.

Также законопроект обещает внедрение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, но, правда, ни слова не говорит о том, в чем конкретно будет заключаться это упрощение.

В отличие от «пряника», внесенный также на прошлой неделе «кнут» для МСБ содержал куда более конкретные формулировки. Так, Пенсионный фонд обнародовал ряд законопроектов, предписывающих предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, четкий срок уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если единщики не будут вовремя перечислять социальный взнос, они автоматически потеряют право платить единый или фиксированный налог. Правда, есть в данном документе и плюс для предпринимателей — ПФ наконец согласился на реструктуризацию предыдущих долгов по единому взносу (касается задолженности, сформированной на 31 декабря 2010 г.). Но на эту льготу смогут рассчитывать лишь сознательные плательщики, следующие установленному графику, и то — из документа неочевидно, сколько лет нужно день в день платить единый взнос, чтобы ПФУ дал добро на реструктуризацию долга.

Правда, совет предпринимателей при Кабинете министров надеется добиться от ПФУ и других послаблений за ужесточение платежной дисциплины. «Если речь идет об ужесточении санкций, необходимо предоставить и преференции. Сейчас мы с Пенсионным фондом обсуждаем возможность упрощения условий выплат страховых взносов для единщиков, в частности, снижения ставок взноса до 18-20% минимальной заработной платы с нынешних 34,5-37,5%. Сокращение поступлений в фонд будет компенсировано улучшением платежной дисциплины»,— рассказывает секретарь совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский.

Но еще более неприятным законодательным сюрпризом прошлой недели для предпринимателей стал запрет Государственной налоговой службы включать убытки прошлых периодов в текущую отчетность предприятий. «Позиция ГНС заключается в том, что в расходы второго квартала плательщикам следует переносить сумму убытков, полученных только в первом квартале 2011 г., без учета отрицательного значения предыдущих лет»,— значится в письме главы ГНС Виталия Захарченко премьер-министру Николаю Азарову. Такая трактовка Налогового кодекса фактически запрещает предприятиям включать убытки прошлых лет в текущую налоговую отчетность для минимизации обязательств по налогу на прибыль.

Это изменение преследует совершенно конкретный фискальный интерес. «В состав расходов перенесены убытки предыдущих лет на 114,2 млрд. грн., что привело к уменьшению объекта налогообложения и потерям бюджета только во втором квартале на сумму 2,2 млрд. грн.,— пишет господин Захарченко.— Общая сумма убытков достигла 133,1 млрд. грн., наибольший прирост к уровню первого квартала показали Донецкая область — 4,3 млрд. грн., Киевская — 1,9 млрд. грн., Запорожская — 1,1 млрд. грн». Отказ же ГНС признавать старые убытки приведет к тому, что предприятия должны будут заплатить в госбюджет дополнительно 7 млрд. грн.




Просмотров: 1132
Другие новости