Компании

все компании

Естественные монополии заставят делиться

7 вересня 2011 року, 17:31
Верховная рада поддержала идею предоставить предпринимателям беспрепятственный доступ к пользованию инфраструктурой естественных монополий, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Инфраструктура стала легкодоступной. Теперь власти не смогут отказать бизнесу в подключении к сетям водо- и теплоснабжения, линиям электропередачи и осуществлении железнодорожных перевозок. Взамен парламент ужесточил условия лицензирования деятельности предпринимателей на смежных с монополиями рынках и усилил контроль над их деятельностью.

Парламент вчера принял за основу в первом чтении правительственный законопроект N8358, которым вносятся изменения в закон "О естественных монополиях". Документом, в частности, предлагается обеспечить предпринимателям "равный недискриминационный доступ" к пользованию услугами и инфраструктурой субъектов естественных монополий. В случае принятия законопроекта монополисты, местные власти и регулирующие их деятельность национальные комиссии не смогут отказать предпринимателям в подключении к сетям водо- и теплоснабжения, водоотводу, линиям электропередачи, а также запретить осуществлять железнодорожные перевозки и пользоваться инфраструктурой железнодорожного транспорта.

Вместе с тем предпринимателей, работающих на смежных рынках, ожидает ужесточение контроля со стороны центральных органов власти. Для компаний, чья деятельность связана с рынком естественных монополий, а также для самих монополистов будут усложнены процедуры лицензирования. В частности, предприятия тепло- и водоснабжения, железнодорожного транспорта должны будут предоставлять бизнесу сертификаты безопасности своих товаров и услуг, а также гарантировать их предоставление в полном объеме. Компании в свою очередь должны будут доказать, что их деятельность соответствует критериям, позволяющим производить или реализовывать их продукцию на рынках естественных монополий или смежных с ними. Устанавливать такие критерии, следить за выполнением условий лицензирования, а также проверять законность подключения к сетям теперь будут органы, регулирующие деятельность субъектов монополий — Нацкомиссия регулирования электроэнергетики, Нацкомиссия регулирования рынков коммунальных услуг и Нацкомиссия регулирования транспорта.

В Министерстве экономического развития и торговли, разработавшем законопроект, считают, что его принятие значительно упростит деятельность предпринимателей. "До сих пор компаниям часто необоснованно отказывают в подключении к сетям естественных монополий. От бизнеса требуют предоставить множество лишних справок или берут крупные взятки. Поэтому мы намерены прекратить такой произвол законом",— рассказал "Ъ" один из разработчиков законопроекта.

Заместитель начальника главного коммерческого управления "Укрзализныци" Андрей Мирошников отмечает, что монополия и так не отказывает предпринимателям в перевозках и пользовании железнодорожным транспортом. Экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко говорит, что проблема особенно остро ощущается в строительной отрасли при сдаче застройщиками объектов в эксплуатацию: "Тут водоканалы и предприятия тепловой энергетики начинают буквально издеваться над девелопером, отказывают в доступе к сетям, усложняют и затягивают процедуру подключения". Принятие закона не будет иметь смысла, если не ввести санкции за дискриминацию в доступе к рынку естественных монополий и не определить процедуру получения разрешений, уверен господин Кучеренко.

Участники рынка инициативы правительства воспринимают скептически. "Уверен, что даже с принятием такого закона беспроблемного доступа не будет. Скорее документ расширит круг коррупционеров,— считает гендиректор строительной компании Global Solutions Сергей Тумасов.— В идеале разрешение застройщику на подключение водоканалы, газовые службы и тепловые предприятия должны давать на этапе согласования проекта здания, но они всеми правдами и неправдами пытаются решить этот вопрос нелегально". Сложности возникают и у предприятий, нуждающихся в перевозке своей продукции по железной дороге. "Согласно процедуре, если ты хочешь забронировать вагоны для перевозки зерна в порт, то нужно подать заявку задолго до того, как будет проведена его закупка, что невозможно из-за особенностей нашего бизнеса. Зернотрейдерам трудно предсказать урожайность и то, смогут ли они закупить необходимые объемы. До сих пор нам удавалось решать эти вопросы с "Укрзализныцей", и необходимости в принятии такого закона мы не видим",— отметил гендиректор Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.




Просмотров: 1607
Другие новости