Овсянку привезут из Китая

30 августа 2011 года, 16:22
В Украине завершилась уборка овса, и результаты уборочной кампании подтвердили, что опасения экспертов об «овсяном кризисе» были небезосновательны, пишет "Экономические известия". При незначительно превышающем прошлогодний уровень урожае овса, его качество оставляет желать лучшего, при этом, как и в случае с зерном, аграрии отказываются продавать товар, взвинчивая цены

1 сентября на рынке овса официально начинается новый сезон — стартуют продажи нового урожая и формируются цены на него. На сегодняшний день урожай овса в Украине полностью убран — он составил 510 тыс т. Это лишь на 10% превышает урожай прошлого дефицитного сезона (460 тыс. т) и на треть меньше показателя 2009 г. — тогда Украина собрала 730 тыс. т овса.

Причина уменьшения урожая — сокращение посевных площадей под этой культурой. За последние три года они снизились почти на треть, составив под урожай-2011 292 тыс. га, в то время как в 2009 г. овсом было засеяно 433 тыс. га. Кроме того, качество собранного урожая неважное, большая часть урожая относится к фуражу — причина в затяжных дождях, задержавших уборку.

На сегодня на рынке, по разным оценкам, остается не более 20 тыс. т овса старого урожая и по мере исчерпания этих запасов страна может вплотную столкнуться с дефицитом.

Обещанный кризис

О том, что овес станет «гречкой №2», эксперты заговорили еще весной 2011 г., по мере исчерпания запасов овса в стране и роста цен на него. С начала года овсяная крупа подорожала на 6 грн. — до 15 грн./кг, за один только май прибавив 4 грн.

Правительство традиционно списало происходящее на рынке на спекулянтов и ажиотаж, хотя даже простейший анализ баланса спроса и предложения овса подтверждал объективную причину роста цены — дефицит. Причем с дефицитом Украина столкнулась в разгар сезона уже в марте-апреле, за несколько месяцев до поступления на рынок нового урожая — запасы на 1 марта составляли всего 5,3 тыс. т — на 84% меньше, чем годом ранее.

«Мы сделали 600 тыс. т овса в 2010 г., а для потребления в продовольственном питании необходимо всего 80 тыс. т»,— заявлял министр агрополитики и продовольствия Николай Присяжнюк. Однако несмотря на категорическое отрицание дефицита в июле Кабмин внес овес — наряду со «стратегическими» пшеницей, ячменем и рожью — в перечень объектов государственного ценового регулирования на 2011/2012 маркетинговый год. Предполагается, что в госрезервы должно быть закуплено 23 тыс. т этой культуры для осуществления интервенций в случае разбалансирования рынка. В правительстве даже заговорили о том, что, возможно, как и в случае с гречкой, Украине придется импортировать и эту крупу. Обсуждался объем импорта в 5 тыс. т, которых хватило бы, чтобы продержаться до нового урожая. Однако теперь, когда новый урожай собран и должен снять напряжение на рынке, ситуация не спешит улучшаться. Аграрии не продают свой товар, ожидая роста цен.

Овес нынче дорог

Общее потребление овса в Украине оценивается в 455 тыс. т. Из этого объема на продовольственные цели направляется всего 60 тыс. т, остальное формирует кормовую базу. Даже при невысоком, как указывалось выше, качестве урожая покрыть потребность в продовольственном овсе не составило бы труда, если бы аграрии готовы были его реализовывать. Однако этого не происходит. Большинство переработчиков заявляют о том, что в настоящее время — на пике предложения — количество сельхозпроизводителей, готовых продать овес, ничтожно мало. «Да, это спекуляция чистой воды. Но их можно понять, учитывая какие цены на зерно, они стараются заработать хоть на чем-то»,— сказал представитель одного из КХП. Напомним, что такая же ситуация сложилась и на рынке зерна — в первую очередь продовольственной пшеницы — крестьяне не продают свой товар, ожидая отмены экспортных пошлин и увеличения закупочных цен. При этом расчет агропроизводителей гарантированно оправдается: рост цен на овес не за горами, учитывая, что основные запасы были исчерпаны еще несколько месяцев назад. По оценкам участников рынка, если блокада продлится достаточно долго, то отпускные цены на овес могут взлететь до 3000-3500 грн./т, при том что средний их уровень традиционно не превышает 2000 грн./т.




Просмотров: 571

Компании

все компании