Компании

все компании

Нацбанк развесил уши

6 июля 2011 года, 23:41
НБУ предложил на суд банкиров и финэкспертов проект положений, регулирующих лицензионные условия деятельности банков и порядок раскрытия ими сведений о структуре собственности, пишет "Экономические известия". На ознакомление банкирам дали две недели. Впрочем, опрошенные «і» юристы уже заключили, что документы улучшат банковский рынок, попутно ужесточив его регулирование

Документы разработаны согласно требованиям пункта 3 Заключительных положений закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков» от 15 февраля 2011 г. №3024-VI по приведению нормативно-правовых актов НБУ в соответствие с требованиями настоящего закона.

По мнению директора юридического департамента «VAB Банка» Андрея Ковалевского, инициативы регулятора последовательно отображают тренды, заложенные в изменениях к закону о банках.

Позитивность таких трендов заключается в стремлении придать банковскому бизнесу свойства экономической и гуманитарной элитарности за счет ужесточения требований к экономическому состоянию инвесторов и минимальному размеру капитала, который, кроме общего повышения, отдельно устанавливается для специализированных банков. Кроме того, впервые банковское законодательство получает четкую классификацию сведений, свидетельствующих о надлежащей деловой репутации руководителей банка. Ранее оценка данного понятия была полностью субъективной.

Документы устанавливают ряд экономических и правовых условий для банков, желающих осуществлять специфические операции. Например, с ипотечными облигациями, фондами операций с недвижимостью, доверительным управлением — фактически это лицензионные условия деятельности.

Тем не менее, считает юрист, ряд норм представленных проектов требуют дополнительного обсуждения. Так, остается не до конца понятным условие наличия у инвесторов прибыльной деятельности (дохода) в налоговые периоды, непосредственно предваряющие внесение инвестиций в капитал банка. «Учитывая объективные экономические трудности последних лет и убыточность огромного количества бизнесов, почему бы акционеру не позволить инвестировать средства, заработанные им еще раньше, например, в предыдущие годы?» — вопрошает эксперт. Данная норма может воспрепятствовать капитализации банков и, соответственно, использованию такой возможности в качестве инструмента финансового оздоровления и развития компании.

Согласно предложенному законопроекту, чтобы открыть новые обособленные подразделения, кроме прочих условий, банк должен показать безубыточную деятельность на протяжении предыдущих трех месяцев, а также прибыли по данным годовой отчетности. «Однако многие ли финансовые учреждения сегодня способны похвастаться такими достижениями? Кроме того, открытие отделения или филиала в месте географической концентрации клиентов уже само по себе может быть инструментом повышения доходности либо минимизации затрат, связанных с обслуживанием клиентов»,— уверен господин Ковалевский.

Отдельной оценки заслуживают нормы, регулирующие порядок определения деловой репутации. Они содержат ряд требований к управленческим, деловым, профессиональным качествам руководителей банков. Юрист считает, что некоторая формальная императивность данного перечня может воспрепятствовать объективному установлению деловых качеств руководителя, так как при оценке деловой репутации идет обращение к факторам, непосредственно не влияющим на профессиональное поведение в финансовой сфере. Скажем, отсутствие в ближайшем прошлом увольнений по инициативе работодателя.

В число таких требований, например, входит и отсутствие невыполненных денежных обязательств перед третьими лицами. Хотя случаи невыполнения таковых могут разниться — обязательство может быть оспорено, сопровождено встречным неисполненным обязательством. «Регулятор будет подходить к оценке руководителей банков взвешенно. Ведь само понятие репутации подразумевает комплексный учет всех аспектов, лежащих в правовом поле и влияющих на восприятие одного лица другими, а не просто формальное соответствие перечню нормативных условий»,— настаивает собеседник «і».

По мнению советника юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Юлии Кирпы, проект существенно усложняет процедуру приобретения украинских банков иностранными инвесторами, в частности, в силу еще более обширного пакета требуемых документов.
Отныне получить разрешение НБУ на приобретение украинского банка нерезидентом можно лишь при условии наличия двухстороннего соглашения о сотрудничестве с финансовым регулятором страны, где зарегистрирован нерезидент.

Данное положение не предусматривает исключений из действующей законодательной нормы о необходимости получения разрешения НБУ на внутригрупповые сделки. Например, когда опосредованный мажоритарный акционер, ранее получивший разрешение НБУ на приобретение банка, остается неизменным, а меняется только непосредственный собственник банка, выступающий покупателем. Кроме того, существенно расширяется пакет документов, необходимых при проведении внутригрупповых сделок.

Вместе с тем отмена в ряде случае необходимости предоставлять регулятору огромный пакет документов при внутригрупповых сделках была бы целесообразной и вполне отражала бы основные принципы банковского законодательства, существующие в странах Западной Европы.

Проект также существенно усложняет процедуру согласования НБУ назначения на должность председателя правления украинского банка гражданина иностранного государства, что тоже не способствует улучшению инвестиционного климата в Украине.




Просмотров: 701