Компании

все компании

Живая еда уходит

17 грудня 2010 року, 00:18

Спрос на органические продукты питания сегодня набирает обороты популярности и количество поклонников. Однако активному массовому росту спроса препятствует невысокий уровень платежеспособности большей части украинцев. А пока же Украина наращивает площади под «органикой» и кормит покупателя за кордоном

Как отмечают участники рынка, фактический объем продуктов, выращиваемых в стране без использования пестицидов и химудобрений, в целом или по отдельным культурам оценить сложно. Урожайность на «органических» угодьях, естественно, ниже, поэтому, предположительно, доля данных продуктов в валовом сборе сельхозпродуктов не превышает 1%. В натуральном выражении это может означать валовой сбор, к примеру, органических овощей в Украине на уровне 30-40 тыс. т., пишет "Экономические известия".

Как отметил управляющий агрокооператива «Симиренко» Алексей Симиренко, большая часть сертифицированных продуктов, изготовленных на территории Украины, идет на экспорт. «Внутренний рынок органической продукции слабо развит»,— уверяет он.

Трудности существует и на законодательном уровне. В связи с тем, что в Украине пока еще не принят закон об органическом производстве, в стране нет правил, согласно которым осуществлялась бы сертификация производителей органической продукции. Таким образом, на сегодняшний день органы сертификации ориентируются на европейские правила сертификации и маркирования. Также мало внимания этому сегменту уделяют и торговые компании (импортеры, розничные сети).

Отметим, что зампредседателя Верховной Рады Николай Томенко в конце октября на конференции «Органическая переработка и сбыт. Киев 2010», проходившей в рамках Международной выставки продуктов питания и напитков WorldFood Ukraine 2010, заявил, что в середине ноября документ будет передан на первое чтение в ВР и, возможно, весной-летом 2011 г. будет принят в целом.

Заграничный спрос

По разным оценкам, годовой объем мирового рынка органических продуктов составляет от $40 млрд. до $50 млрд. Средние темпы роста cоставляют от 7% до 10%.

Ежегодно под органическое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель. Сейчас в Европе это более 5 млн. га, в Северной Америке — 1,5 млн., в Австралии — около 10 млн. га. В развитых странах уже есть сформировавшийся рынок органических продуктов, в каждом крупном супермаркете есть широкий выбор, очень распространены «магазины здоровья», введены четкие нормы сертификации и маркировки. К примеру, в Британии в 2009 г. три из четырех семей в том или ином количестве покупают органические продукты питания.

В Европе сформировались полноценные рынки органической продукции в таких сегментах, как овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, детское питание, органический текстиль, сельскохозяйственное сырье для переработки (прежде всего зерновые культуры).

Согласно последним данным Министерства сельского хозяйства США, на органические продукты приходится 3% от общего объема рынка, а в странах ЕС этот показатель колеблется от 2% до 7%. Япония является лидером органического рынка среди стран Азии. Ежегодно увеличивается спрос на органические продукты в Китае, Сингапуре, Малайзии и Индии вследствие увеличения платежеспособности потребителей. Например, органический рынок в Индии за последние два года вырос на 200%.

Украине не по карману

Как отмечает Алексей Симиренко, основной канал продаж для украинских производителей — это европейские байеры, реализовывающие продукцию в супермаркетах Европы или для переработки на заводах европейских компаний (в Украине и в ЕС). Частично продукция экспортируется в Россию, частично реализуется в магазинах украинских торговых сетей.

Покупая органик-продукты, потребитель ожидает получить экологически безопасное питание, высокие вкусовые качества, сохранение естественной среды в процессе производства, отсутствие генетически модифицированных организмов. Эта мотивация предопределяет готовность части потребителей платить дополнительную премию в размере 10-50% и более от обычной цены за органические продукты. Наименьшая разница в ценах на «сырые» овощи и фрукты, ценовая разница возрастает с этапами переработки. В Европе органическое яблоко дороже неорганического на 15-20%, морковь — на 10%, а вот яблочный или морковный сок из органического сырья дороже «удобренного» конкурента уже на 50%.

Определить ситуацию в Украине невозможно из-за отсутствия гарантий покупки именно органической еды. У нас за обещание «органичности» продукта могут «попросить» и вдвое, втрое дороже.

Плата за «органичность»

Согласно результатам исследования, проведенного компанией Appleton Mayer, большая часть (60%) украинцев в крупных городах Украины готовы покупать экологически чистые товары, даже при условии, что их стоимость будет выше стоимости стандартных товаров. И только 16% заявили, что их не интересуют такие товары. Больше всего респондентов готовы покупать подобные продукты выше по стоимости стандартных на 10%-25% и 25%-40%.

Одновременно эксперты Appleton Mayer выяснили, что только 38% респондентов в Украине довольны качеством продовольственных товаров. Таким образом, экологически чистые товары могут быть достойной альтернативой стандартным товарам в Украине, при том что спрос на них начинает постепенно зарождаться, а магазины, уже сейчас предлагающие «зеленые» товары, не жалуются на отсутствие покупателей.

Наиболее актуальны для 39% респондентов экологически чистые мясо и мясная продукция, для 36% — молоко и молочная продукция, для 29% — овощи и фрукты, а для 16% — хлебобулочные и макаронные изделия.

В Appleton Mayer убеждены: динамика развития рынка «зеленых» товаров в Украине будет напрямую зависеть от активности украинских производителей и торговых компаний. Наводненный низкокачественными товарами внутренний рынок Украины будет только стимулировать потребителей активно переключаться на товары с безупречной «репутацией». Самое главное в данной ситуации — сформировать предложение таких товаров.

Органичный клуб

Между тем, в Украине уже создан Organic Food Club — площадка для взаимодействия различных бизнесов членов и основателей Клуба Органической Еды. Organic Food Club сотрудничает с фермерами и крупными сельхозпроизводителями, специализирующимися на производстве органики, по всей территории Украины. 95% продукции, предоставленной клубом, — отечественного производства. Как отмечает соучредитель проекта Organic Food Club Наталия Зарецкая, украинский рынок органики находится на стадии формирования и имеет колоссальные перспективы для развития. «На сегодня грамотно организованный процесс производства органической продукции (органическое производство) позволяет обеспечить хороший уровень рентабельности сельскохозяйственному производителю. И если программа OFCard ориентирована главным образом на высокий сегмент, то интернет-магазин и классические магазины станут доступными для среднего класса украинцев»,— отмечает она.





Просмотров: 1347
Другие новости