Компании

все компании

Экономику заменят разнарядкой

2 листопада 2010 року, 00:23

Рыночные отношения «Нефтегаза» и «Газпрома» преобразуют в закрытые министерские посиделки

В правительстве Николая Азарова намерены осуществить то, что не удалось предшественникам из правительства Юлии Тимошенко,— вернуть украинско-российские договоренности с корпоративного на межправительственный уровень, подписав соглашение, которое после ратификации парламентами двух стран получит силу закона, пишет "Экономические известия".

До 1 июля 2011 г. на рассмотрение правительств Украины и России должен поступить проект соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли между странами. Об этом говорится в протоколе седьмого заседания украинско-российского комитета по экономическому сотрудничеству, которое прошло в Киеве на прошлой неделе, сообщили вчера в Минтопэнерго. Проект нового межправсоглашения должны разработать представители топливных ведомств двух стран, а также «Газпрома» и «Нефтегаза».

После того как документ, определяющий базовые принципы газового сотрудничества, будет одобрен правительствами, его также должны будут ратифицировать парламенты Украины и России.

Это придаст соглашению силу закона, на основе которого правительствами будут ежегодно разрабатываться документы, конкретизирующие условия партнерских отношений «Нефтегаза» и «Газпрома», касающихся как технических, так и финансовых особенностей газового бизнеса (в частности, цена газа, объемы поставок и транзита, транзитная ставка, тариф по эксплуатации подземных газовых хранилищ и т. п.). Такой формат взаимоотношений, по мнению экспертов, позволит получить Москве и Киеву гарантии как по транзиту российского газа, так и по поставкам его в Украину, и в результате ликвидировать предпосылки для возможных резонансных газовых противостояний между странами.

По иронии судьбы, участвовать в разработке новых межправсоглашений по газу будет глава Минтопэнерго Юрий Бойко, при участии которого в 2005 г. уровень газовых контрактов был понижен до коммерческих, когда в схеме поставок газа появился посредник RosUkrEnergo. Хотя на тот момент действовали межправсоглашения по газу между Россией и Украиной, подписанные и ратифицированные парламентами обеих стран в 2000-2001 гг.
С января 2009 г. «Нефтегаз» и «Газпром» работают напрямую — после того как при поддержке председателя российского правительства Владимира Путина и украинского экс-премьера Юлии Тимошенко были подписаны сроком на десять лет новые корпоративные контракты. Однако они содержат невыгодные для украинских потребителей условия. Поэтому еще при президенте Викторе Ющенко началась работа по их корректировке и дополнению.

«Высокий темп переговорного процесса в январе привел к тому, что нет полной гармонии в текстах соглашений, и это мешает нашим специалистам в ежедневной работе»,— так пояснил Игорь Диденко, первый зампредправления «Нефтегаза», необходимость «косметической правки» газовых договоренностей, изъяны которых стали одной из причин внимания к его персоне правоохранительных органов после смены власти в Украине, а в НАК пришла новая управленческая команда под руководством Евгения Бакулина.

Начатую еще в прошлом году работу по корректировке условий украинско-российского газового сотрудничества продолжил нынешний президент Виктор Янукович. По его поручению минувшим летом, в июне, Николай Азаров по время встречи с Владимиром Путиным, которая состоялась в подмосковной резиденции российского премьера в Ново-Огарево, предложил вернуться к вопросу о разработке межправсоглашения по газу. В ответ Москва обещала подумать. А вице-премьер РФ Игорь Сечин вскоре сообщил, что Россия и Украина договорились в «сжатые сроки» подготовить такой документ. Теперь очевидно, что «сжатые сроки» растянулись во времени минимум до середины следующего года.
Эксперты затрудняются прогнозировать, сможет ли Украина отстоять свои национальные интересы во время подписания новых межправсоглашений с Россией по газу, ссылаясь на чрезмерную политизацию переговоров, а также отсутствие открытой достоверной информации об их развитии. Но обращают внимание, что сейчас многих сложностей удалось бы избежать, если бы в 2005 г. не утратили силу действующие на тот момент межправсоглашения, хотя российской стороной тогда не было выдвинуто юридически обоснованных претензий, которые бы свидетельствовали о невыполнении Украиной своих обязательств.

В частности, авторы исследования, проведенного в 2008 г. в рамках совместного проекта центра «Номос» и фонда «Возрождение», обратили внимание: ст. 4 межправсоглашения «О гарантиях транзита российского природного газа через территорию Украины» от 22 декабря 2000 г. предусматривала, что в случае сверхконтрактного отбора газа возникают долговые обязательства Украины по его оплате. Общая сумма таких обязательств оформляется как госдолг Украины перед Россией в виде стандартных еврооблигаций. Так, по сути, допускалась возможность отбора Украиной части российского транзитного газа с правом досрочного погашения всей или части общей суммы задолженности. А стоимость сверхконтрактного отобранного газа рассчитывалась по специальной формуле, в основе которой — $80 за 1 тыс. куб. м. Россия не могла отказаться от применения такого условия соглашения, поскольку оно было ратифицировано Госдумой и Радой. Однако несколько лет назад некие «факторы непреодолимой силы» заставили Москву и Киев усомниться в целесообразности действия этого документа.





Просмотров: 1263
Другие новости