Компании

все компании

Автокредиты возвращаются

2 ноября 2010 года, 00:36

С начала года число банков, предоставляющих кредиты на покупку автомобиля, выросло с 11 до 28 учреждений из 50 крупнейших банков

Доля кредитных продаж автодилеров тоже растет.

По данным финансового директора «Простобанк Консалтинг» Александра Седых, в начале сентября выдающих автокредиты банков было только 23, тогда как накануне кризиса автокредиты выдавали 35 банков из 50 крупнейших. А вот количество кредитных программ по сравнению с сентябрем сократилось с 122 до 116, пишет "Экономические известия".

Увеличение числа кредитующих организаций привело к снижению эффективной ставки по займам на приобретение нового авто, в частности, по кредитам сроком на три года с сентября по ноябрь понизилась на 1,4 п.п. — до 18,8%. С начала года средняя эффективная ставка по автокредитам снизилась на 2,5 п.п.

До кризиса средний первоначальный взнос составлял 10% от тела кредита. Сейчас большинство программ кредитования предлагают первоначальный взнос на уровне 50% и более. По его данным, средний аванс с начала года практически не изменился и составляет около 49%. При этом разброс между минимальным и максимальным первоначальным взносом достаточно велик: 30-40% и 70-80% соответственно.

Чтобы стимулировать продажи, банки активно сотрудничают с автодилерами, предлагая покупателям партнерские программы кредитования. Так как целью партнерских автокредитов является стимулирование продаж автомобилей, автосалоны частично берут на себя компенсацию процентной ставки банка. Специальные программы кредитования предлагают в том числе и официальные автодилеры в расчете на доходы от сервисного обслуживания в будущем.

По данным экспертов, до 90% продаж новых автомобилей осуществляется в рамках партнерских программ банков и автодилеров. «У нас таких программ несколько. Если по стандартным программам автокредитования в нашем банке эффективные ставки составляют около 17% годовых в гривне, то по партнерским — от 0% до 15% годовых в зависимости от срока кредитования и размера аванса»,— рассказал руководитель направления автокредитования «Астра Банка» Виталий Жихарцев.

Однако несмотря на усилия банкиров и продавцов авто, отечественный авторынок в 2010 г. продолжает стагнировать. По данным компании AUTO-Consulting, несмотря на некоторое оживление в сентябре (объемы продаж выросли на 8% по сравнению с августом), по итогам января-сентября 2010 г. продажи новых автомобилей сократились на 12%. Единственный сегмент, где уже который месяц наблюдается стабильный рост — это сегмент «премиум».

«Общий спад рынка вызван тем, что прошлый год прошел под знаком тотальных распродаж складов. Тем не менее, если мы посмотрим на динамику продаж трех летних месяцев, то они выше на 10%, чем продажи за аналогичный период 2009 г.»,— говорит Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом — НИКО» (официальный импортер Mitsubishi Motors).

Вместе с тем участники рынка отмечают рост доли новых автомобилей, продающихся в кредит. «Если в 2009 г. в кредит продавалось только 5-6% от всего объема проданных новых автомобилей, то в 2010 г. этот показатель достиг уже 12%»,— рассказал Виталий Жихарцев. По прогнозам банкира, доля кредитных автомобилей в общем объеме продаж новых автомобилей в следующем году увеличится и составит 20-25%. Для сравнения, до кризиса в кредит продавалось 60-70% новых автомобилей.

Конечно, 12% — это средняя температура по палате. Например, доля кредитных продаж компании «Ниссан Мотор Украина» составляет 20%, сообщил PR-координатор компании Владимир Иванов. Для сравнения, авто марок Jaguar и Land Rover почти не продаются в кредит. «В 2010 г. долю кредитных продаж можно свести к нолю. Были единичные случаи в каждом дилерском центре. В следующем году ожидаются такие же точечные показатели»,— говорит Виктория Ковальчук, менеджер по коммуникациям Winner Imports, отвечающая за эти две марки.

В других опрошенных компаниях результаты ближе к средним по рынку. «Доля кредитных продаж в общей структуре продаж «НИКО» соответствует среднерыночной и составляет 12%»,— рассказал Ярослав Вовк. «В нашей сети доля кредитных продаж легковых авто составляет 13%»,— говорит Элеонора Федорей, руководитель PR-департмента группы «АИС» (продает марки Citroen, SsangYong, Audi, ГАЗ и UAZ). Доля продаж автомобилей Citroen в январе-сентябре составила 14,2%, сообщила PR-менеджер «Ситроен Украина» Наталья Катаева.

В кредит в основном покупают физлица. «Коммерческих автомобилей в кредит продано значительно меньше, чем легковых,— доля кредитных продаж за девять месяцев составляет 4,31%. Связано это с тем, что коммерческую технику в основном приобретают юридические лица, а кредитные программы для юрлиц зачастую невыгодны. Поэтому компании при пополнении служебного кар-парка используют другие финансовые инструменты, такие как лизинг»,— объясняет госпожа Катаева.

Да и граждане в основном покупают относительно дешевые авто. «Если ранее благодаря кредитам покупатель чаще обращал внимание на автомобили, которые были в более высокой ценовой категории, нежели те, что он мог себе позволить, то сегодня он реже выбирает более дорогие авто. Кредитный инструмент использует для покупки автомобиля «по карману» и в том случае, когда не хватает некой незначительной суммы. В таком случае покупатель вносит большой первый взнос и пользуется акционными условиями кредитования (распространены и схемы с нулевой годовой процентной ставкой)»,— рассказывает госпожа Федорей.

«В кредит покупают в основном дешевые автомобили»,— соглашается госпожа Ковальчук. «Наиболее популярными для покупки в кредит остаются автомобили с относительно с невысокой стоимостью»,— подтверждает господин Иванов. По словам господина Вовка, в категории от EUR35 тыс. доля кредитных продаж составляет всего 3,5%.

Однако, по мнению экспертов, увеличение доли продаж в кредит незначительно и не может существенно повлиять на авторынок. По прогнозам вице-президента компании «УкрАвто» Вячеслава Поврозника, продажи новых легковых авто в Украине в 2010 г. составят 160 тыс. автомобилей, а в 2011 г., с учетом всех макроэкономических показателей, не превысят 170 тыс. ед. «Все банки, которые заявляют о кредитовании, на самом деле не кредитуют, и отмечающийся рост доли кредитных продаж с 5% до 10% не может дать реального подъема»,— подчеркнул господин Поврозник.

По оценкам господина Жихарцева, объем рынка автокредитования восстановится до докризисного уровня не ранее чем через три-четыре года устойчивого роста экономики и стабильного увеличения доходов населения. «До конца года эффективная ставка снизится еще на 0,5-1 п.п.»,— прогнозирует господин Седых. По его мнению, тенденция к снижению процентных ставок продолжится и в следующем году.





Просмотров: 752