Компании

все компании

Огурцы не едут на завод

28 жовтня 2010 року, 00:18

Рынок овощной консервации тяжело отрывается от «домашнего» уровня

Традиционные для славян консервированные огурцы и помидоры исчезли из продовольственной корзины, но не со столов потребителей. Украинцы, равно как и россияне, теперь сами решили закатывать овощи, пишет "Экономические известия".

Рынок плодоовощной консервации включает в себя обширный ассортимент. Однако особой популярностью у украинского потребителя пользуются консервированные огурцы и помидоры. Так, среди всего объема сырья, ежегодно закупаемого консервными заводами, доля огурцов составляет не менее 50-60%. По данным ООО «Маркетинговая компания «Синергия», украинский рынок плодоовощной консервации в 2006-2008 гг. развивался активными темпами. Ежегодный прирост составлял 10-15%.

Однако в 2009 г. снижение платежеспособного спроса населения, нестабильность экономики и ряд других факторов негативно отразились на отечественном рынке плодоовощных консервов. Этот рынок продемонстрировал падение в натуральном выражении в 2009 г. почти на 20% в сравнении с 2008 г. Так, объемы отечественной плодоовощной консервации сократились с 72 млн. условных банок в 2008 г. до 58 млн. в 2009 г. Традиционное увеличение потребления этой продукции в холодный период теперь не сопровождают всплески продаж в праздничные периоды.

Стоит отметить, что на уменьшение объемов продаж плодоовощной консервации повлияло не столько снижение платежеспособного спроса населения, сколько финансовые трудности торговых точек. Что же касается объема продаж в 2010 г., то по прогнозам операторов рынка, по итогам года они вырастут на 5-10% в сравнении с 2009 г.

«В денежном выражении в 2009 г. украинский рынок плодоовощных консервов практически остался на уровне показателей 2008 г. Это обусловлено повышением цен на продукцию»,— отмечают аналитики ООО «Маркетинговая компания «Синергия».

Отечественные компании работают не только на наш рынок, но и на экспорт. «Лидерами в этом направлении являются компании «Чумак» и «Верес», которые удерживают до 80% экспортного потока грибов, фасоли и томатов»,— отмечают аналитики. Значительная часть плодоовощной консервации экспортируется в Россию и страны СНГ. По подсчетам компании GFK, в соседней России на консервированные огурцы и помидоры приходится около 15% от общего объема потребительского рынка консервации.

Однако, по мнению операторов рынка, увеличение объемов экспорта объясняется не перенасыщением внутреннего рынка, а более высокими ценами на консервацию в странах-импортерах, что позволяет повысить рентабельность производства. Девальвация национальной валюты сделала отечественную консервацию сравнительно недорогой в долларовом эквиваленте, тем самым увеличив конкурентные преимущества украинских производителей.

Рынок плодоовощной консервации в Украине имеет большие возможности роста, однако на развитие отрасли негативно влияет то, что значительная часть населения страны традиционно обходится домашними заготовками и не испытывает острой потребности в аналогичной продукции, произведенной промышленным способом. Производители сетуют, что уже сейчас потребление овощных консервов практически не растет. Компании не смогли продать весь объем произведенной в прошлом году овощной консервации.

Однако это не касается городов-миллионников, где, напротив, у потребителей дефицит времени и нет возможности консервировать овощи в домашних условиях.

По прогнозам операторов рынка, в ближайшие два-три года мелкие компании будут вынуждены сократить свое производство. В связи с этим стоит ожидать возможный уход с рынка производителей с незначительными его долями. Одновременно у крупных игроков рынка будет возможность увеличить свое присутствие на полках.

Важным фактором в структуре себестоимости продукции отрасли остается сырье, поэтому в свете роста товарных цен наиболее уверенно себя будут чувствовать предприятия с собственными сельхозугодьями. Например, ГК «Верес» еще в 2008 г. увеличила площади собственных сельскохозяйственных площадей. Сегодня производитель выращивает овощи собственных агрофирм.

На фоне увеличения объемов домашней консервации производители акцентируют свое внимание на изготовлении наиболее продаваемой продукции, такой как огурцы и помидоры. Украинское сырье для производства плодоовощной консервации станет более востребованным, так как многие торговые сети и консервные заводы, ранее активно размещавшие заказы на производство в Китае и Индии, вероятнее всего, откажутся от подобной практики. Поскольку импортное сырье из-за повышения курса валют существенно подорожало.

«В 2011 г. рынок плодоовощной консервации, скорее всего, будет продолжать расти, но динамика роста существенно снизится»,— прогнозируют аналитики ООО «Маркетинговая компания «Синергия». По их словам, производство увеличится, однако не восстановится уровень 2007-2008 гг.





Просмотров: 1312
Другие новости