В Україні перестали зростати продажі сиру українського виробництва на тлі збільшення імпорту, перспектива збуту вітчизняних
Анализ коммерческой недвижимости Украины от Colliers
Эксперты международной компании Colliers International, ведущего консультанта на рынке коммерческой недвижимости Украины, проанализировали сегмент украинского fashion-ритейла.
Украинская fashion-индустрия поймала волну популярности в период после 2014 года. Для перспективных молодых брендов это стало толчком для развития собственной розничной сети. Однако обстоятельства, в которых оказался рынок торговой недвижимости в 2020 году, скорректировали планы каждого оператора, а для некоторых развернули ситуацию на 180 градусов. В каких условиях оказались украинские бренды, и сколько из них смогут пройти этот кризис без потери физической сети?
Умеренный спад темпов развития национальные fashion-бренды начали ощущать еще до начала коронакризиса. После высокой активности в 2014-2016 гг, часть украинских fashion-стартапов закрепила свои уверенные позиции на рынке, а слабые – отступили. В дальнейшем выход на наш рынок сильных международных игроков масс-маркета, в том числе и H&M, усложнил их планы развития. Карантин 2020 года стал сильнейшим ударом для всей модной индустрии в целом. Украинским брендам, в том числе, пришлось скорректировать свои планы развития. Пост карантинный период дался сложнее малому бизнесу, а именно ритейлерам развитие которых было ограничено несколькими розничными магазинами. Для некоторых операторов худшим последствием весеннего локдауна стало закрытие своего бизнеса. Сетевые операторы, с более широкой сетью – выдержали удар. Одни из них открывали новые магазины. Многие планировали стабилизацию бизнеса, а в ближайшие годы, и оптимизацию дохода.
Ставка на онлайн
Безусловно, воздействие карантина ощутили на себе все ритейлеры, но часть розничных операторов, которые реорганизовали и оптимизировали бизнес, а также освоили нишу e-commerce еще до ограничительных мер, смогли сохранить свои позиции на более-менее приемлемом уровне. Лишь единичным брендам, представленным в торговых центрах, в street-ритейле/шоу-румах, удалось удержать своего клиента. Отсутствие развитого онлайн-канала стало весомой причиной, по которой украинским брендам сложно было поддерживать бизнес дополнительным уровнем продаж в новых условиях.
«Одним из ключевых трендов украинского fashion-ритейла на сегодняшний день является повышение активности онлайн. Ритейлеры ищут все возможные каналы, в том числе маркетплейсы, которые могут привести к покупке. А также стремятся сохранить свою аудиторию, и лишь единицы – нарастить ее. Большинство украинских брендов всегда находились в режиме жесткой конкуренции, в частности со стороны международных операторов. А карантинные ограничения еще больше препятствуют реализации планов. Именно онлайн сейчас для многих является приоритетным направлением развития», - комментирует Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers International (Украина) в сегменте торговой недвижимости.
Во время карантина многие дизайнеры не производили новые коллекции и запуск онлайн-направления был бы не рентабелен ввиду длительности этого процесса, считает Сергей Черкас, владелец сети магазинов одежды украинских дизайнеров «Коло». На данный момент из онлайн направлений компания представлена только в соцсетях. Запуск полноценного онлайн-формата планируется в ближайшие месяцы. Во время карантина ритейлер сделал ставку на расширение физического присутствия.
Почему украинским брендам нужны ТРЦ?
До распространения пандемии бренды стремились занять локации в торговых центрах, так как видели в этом более активный метод развития, по сравнению со street-ритейлом, а также повысить узнаваемость бренда и привлечь целевого покупателя за счёт трафика посетителей ТРЦ. Но, несмотря на стабильное развитие в предыдущие годы, в результате карантина, украинский fashion-ритейл так и не смог занять уверенные позиции на рынке и закрепиться на одном уровне с устойчивыми розничными сетями.
На текущий момент локальные бренды составляют порядка 12% от общего количества fashion-операторов в лучших, по версии RAU Awards 2020, ТРЦ Киева.
Владельцы торговых центров, по-прежнему, не видят в них приоритетных арендаторов, за исключением единичных брендов, которые имеют достаточно широкую сеть и опыт развития в рамках ТРЦ. В большинстве случаев, торговые центры отдают предпочтение знаковым брендам с широкой потребительской аудиторией, которые показывают более высокие показатели товарооборота и привлекают дополнительные потоки.
В сегодняшних условиях для большинства игроков вход в качественные торговые объекты стал финансово неподъёмным из-за уровня арендных ставок и сложившейся ситуации с продажами самих операторов. Арендные ставки, соответствующие рыночным условиям, могут позволить себе только единичные украинские бренды, которые уже имеют функционирующую сеть.
Следует отметить, что ряд национальных брендов в меньшей степени зависят от заграничных поставок, чем иностранные. Это позволяет в сложившихся условиях быстрее реагировать на меняющиеся правила игры в виде введения тех или иных правительственных ограничений. После завершения весеннего жесткого локдауна некоторые украинские бренды готовы были открываться и могли продемонстрировать обновленный ассортимент, тогда, как представленные в Украине международные бренды имели проблемы с поставками и реализовывали остатки прошлых коллекций.
По словам Анны Селюковой, совладелицы бренда cabanchicom, до карантина компания делала закупки тканей в Турции, а итальянских тканей - у местных поставщиков. С закрытием границ удалось найти производителя качественных тканей в Украине, что позволило избежать задержки в выпусках новых коллекций и расширения ассортимента. Производство коллекций бренда полностью осуществляется в Украине – на трех фабриках в Киеве, а также на одной фабрике в Харькове.
Развитие вопреки
Мировая практика показывает, что многие международные ритейлеры на старте своего развития заручались государственной финансовой поддержкой, которая помогала расширить свое присутствие на других рынках, в том числе и на рынке Украины. К примеру, ряд турецких брендов получали в свое время поддержу от правительства.
Украинские бренды сталкиваются с рядом ограничений для развития розницы и производства качественных коллекций в больших объемах в рамках своей страны:
- отсутствие внешнего финансирования;
- высокие налоги;
- отсутствие поддержки со стороны государства.
Как результат, развитие растягивается на длительные периоды, а физическая розница часто ограничена одной торговой точкой.
Катерина Балакай, старший консультант департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), отмечает: «При этом украинские fashion-бренды имеют хорошие перспективы к развитию, обладая такими преимуществами:
- преимущественно коллекции достаточно хорошего качества;
- доступные цены;
- ряд производителей не зависят от международных поставок, предлагают быструю доставку и активно развиваются онлайн;
- возможность оперативной реорганизации, оптимизации бизнес-процессов, а также умение приспосабливаться к реалиям рынка, по сравнению с международными игроками, представленными на территории Украины;
- более тонкое понимание предпочтений и потребностей украинского потребителя».
«Мне кажется, новые украинские бренды имеют прекрасные перспективы при эффективном управлении ресурсами. Мы не имеем права на большие стратегические ошибки ввиду ограниченности ресурсов, но новые digital-каналы привлечения и коммуникации с клиентами однозначно позволят самым сильным и активным украинским брендам быть популярными и развиваться. Но абсолютно точно можно сказать, что просто делать хороший продукт недостаточно, нужно уметь его продвигать и продавать», - резюмировал Игорь Красный, владелец бренда The Lace.
Справка.Colliers International (NASDAQ, TSX: CIGI) это ведущая многопрофильная компания по оказанию профессиональных услуг, в том числе и управление инвестициями в сфере коммерческой недвижимости. Офисы компании представлены в 68 странах мира с численностью более 15 000 квалифицированных сотрудников. Colliers International предоставляет экспертные консультации по максимально эффективному использованию недвижимости для арендаторов, владельцев и инвесторов. За более чем 25 лет работы на рынке, компания владеет около 40% капитала, обеспечивая акционерам совокупный годовой доход от инвестиций в размере достигающим практически 20%. В 2019 году доход компании составил более $3,0 млрд ($3,5 млрд с учетом дочерних компаний), при этом в сегменте управления инвестициями находились активы на сумму $33 млрд. Узнайте больше о том, как мы ускоряем процесс достижения успеха на сайте corporate.colliers.com, на сайте colliers.com