В Україні з початку березня почало поступово дешевшати пшеничне борошно через проблеми з транзитом через Польщу, де страйкуючі
Беларусь заинтересована в строительстве морского терминала в России за счет сэкономленных средств кредита на БелАЭС
Президент Беларуси Александр Лукашенко предложил губернатору Ленинградской области России Александру Дрозденко построить совместный морской порт, передает госагентство БелТА.
"По словам главы государства, он обсуждал этот вопрос с российским президентом Владимиром Путиным. Александр Лукашенко отметил, что на эти цели могут быть выделены средства, сэкономленные на строительстве Белорусской АЭС", - говорится в сообщении госагентства.
"Очень много мы сейчас говорим и работаем уже над изменением логистики по поставке наших товаров. Нам надо договориться во что бы то ни стало. А вопрос один - это железнодорожные тарифы и перевалка в портах", - сказал Лукашенко.
Как сообщалось, в конце августа Лукашенко заявил, что в качестве ответных мер на санкции балтийских стран Беларусь перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов (в основном, калийные удобрения и нефтепродукты). Основной объем транспортируемых морским путем белорусских грузов переваливается в Клайпедском порту Литвы. Лукашенко рассчитывает договориться с РФ о тарифах на перевалку белорусских грузов в связи с планируемыми ответными санкциями в отношении стран Балтии.
3 сентября министр энергетики РФ Александр Новак после переговоров в Минске сообщил, что обсуждается возможность переброски нефтепотоков из Литвы в российские порты, в частности, в Усть-Лугу. "У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты", - сказал тогда он.
Беларусь экспортирует 10-11 млн тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 млн тонн - через порты Прибалтики на мировые рынки, остальные 3-3,5 млн тонн - на Украину. Кроме того, через порт Клайпеды ежегодно переваливается около 10 млн тонн белорусских калийных удобрений.
При этом стоимость перевалки нефтепродуктов в Усть-Луге более чем в 2 раза выше по сравнению с Клайпедой, отмечали эксперты. По данным руководителя "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рублей за тонну, в Клайпеде - 5,7 евро за тонну. Таким образом, по его данным, на перевалке Беларусь будет терять 600 рублей за тонну.
По данным министерства транспорта Литвы, в 2019 году через Клайпедский порт было перевалено 15,5 млн тонн белорусских грузов. Кроме того, "Беларуськалию" принадлежит 30% грузового терминала Biriu Kroviniu Terminals в Клайпеде.
По данным экспертов, Беларусь также пользуется услугами Калининградского порта, но через него переваливается только около 2% транзитных товаров из Беларуси.
Межправительственное соглашение о предоставлении Минску кредита для строительства атомной электростанции, предусматривающее выделение до $10 млрд, было подписано 25 ноября 2011 года. Средства предоставлены для финансирования 90% стоимости работ по генконтракту на строительство АЭС. 10% оплачивает белорусская сторона. В 2019 году Лукашенко заявлял, что стоимость строительства БелАЭС составит около $7 млрд.
В июле 2020 года срок госкредита РФ для строительства Белорусской АЭС продлен на два года, ставка снижена до 3,3% годовых, сообщало министерство финансов Беларуси. Беларусь ведет строительство АЭС рядом с городом Островец в Гродненской области по российскому проекту "ВВЭР-1200".