Компании

все компании

"Уолл-стрит джорнэл": Нельзя позволить России господствовать в Сирии

5 грудня 2019 року, 14:34

Американские интересы оказались под угрозой в Ливии, осознаем мы это или нет. Как противники, так и союзники пытаются поставить во главе этой страны диктатора. Тем самым они подрывают авторитет США и ставят под сомнение их лидерство на мировой арене.

Этой осенью сотни, а может даже тысячи российских наемников присоединились к борьбе за столицу Ливии Триполи на стороне Халифы Хафтара, который претендует на лидирующую роль в стране. Основной интерес России представляет не Ливия, а Организация Североатлантического договора. Президент Владимир Путин интерпретировал "арабскую весну", и особенно вмешательство НАТО, которое привело к гибели лидера Ливии Муаммара Каддафи, как угрозу со стороны Запада автократическому режиму. Его вмешательства в конфликты в Сирии, а теперь и в Ливии - попытки укрепить позиции слабеющих диктаторов. Путин стремится поставить во главе Сирии нового Каддафи, чтобы показать, что революции обречены на провал и что именно он, а не США или НАТО, выступает основной движущей силой в регионе.

Путин стремится подорвать лидерство США в мировом порядке, который сложился после окончания холодной войны, выставляя Запад лицемерным и создавая систему альянса вместе с автократами-единомышленниками (стремительный рост влияния Китая и развитие там технологий, которые укрепляют другие автократии, усугубляют эту тенденцию). США только усложнили ситуацию, представ ненадежным союзником для курдов в Сирии и ливийских войск, которые боролись против ИГИЛ при поддержке США, а теперь подвергаются ударам со стороны Хафтара.

Сегодня Кремль, вероятно, хотел бы видеть в качестве президента Ливии сына Каддафи, Саифа аль-Ислама, либо Хафтара, потенциального диктатора, напоминающего лидера Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси. Любой результат стал бы подтверждением того, что демократия потерпела поражение в Ливии. Если войска Хафтара добьются значительных успехов, это произойдет не из‑за отсутствия ливийского сопротивления - после падения режима Каддафи многие боролись против прихода к власти оппозиционеров - а по причине того, что свободный мир (мировые державы) сделал недостаточно для того, чтобы оказать им поддержку, когда ливийцы стали решать свои проблемы не демократическими путями, а с помощью оружия.

Россия не одинока в борьбе против установления демократии в Ливии. Арабские союзники и партнеры Америки, в частности, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Египет, выступают на стороне Хафтара. Они препятствуют формированию плюралистической демократии, правительства, способного создать условия, которые позволят гражданам бросить им вызов. Этим режимам особенно угрожает возможность возникновения такого вида демократии, при котором политическую роль станут играть и исламистские партии, таких как "Братья-мусульмане". Это создает еще более масштабную конкуренцию за возможность определять будущее государственного управления в арабском мире. Исламистские партии, часто поддерживаемые Турцией и Катаром, создают свои собственные проблемы. Однако гораздо правильней пустить выборы на самотек, чем пытаться насильно изменить предпочтения избирателей.

Последствия гражданской войны в Ливии реальны и губительны для безопасности страны. Сторонники Хафтара утверждают, что он как авторитарный лидер, сможет справиться с проблемой терроризма и контролировать миграцию. Но опыт указывает на обратное. Жестокое подавление ненасильственные действия мусульман укрепляет позиции радикальной и жестокой альтернативы - салафитского джихадизма. Подавляя жестокими методами мирные политические выступления и делая жертв из уязвимых слоев населения, которых затем могут привлечь на свою сторону джихадисты-салафиты, Хафтар и его сторонники подготавливают почву для будущих повстанческих движений.

Администрация Трампа начинает медленно приходить к осознанию этой реальности. В ноябре госдепартамент решительно осудил действия сил Хафтара и России. Это довольно значимый шаг, который был необходим, чтобы четко озвучить позицию США после апрельского телефонного разго­вора Трампа с Хафтаром, который был воспринят как попытка оказать поддержку этому военному лидеру в его наступлении на Триполи. Однако его было недостаточно. Сразу после заявления Вашингтона войска Хафтара вместе с российскими наемниками увеличили интенсивность своих атак против противников в Триполи. Позже американские чиновники провели встречу с Хафтаром, на которой обсуждался вопрос о перемирии, но его войска продолжили проводить атаки, включая авиаудары по жилым районам.

У США есть выбор: либо продолжать попытки восстановить экономику Ливии, ее систему безопасности и управления на фоне гражданской войны, либо принять меры для урегулирования конфликта и лишить Путина и других автократов возможности одержать еще одну победу. В Европе слишком много разногласий о том, кто может взять на себя такую роль. Поэтому именно США стоит выступить лидером, который сможет убедить руководство Ливии и других стран в необходимости прекращения огня. Вашингтону стоит прибегнуть к имеющимся у него рычагам давления на его арабских союзников и партнеров, чтобы предотвратить вопиющие нарушения эмбарго ООН на поставку оружия в Ливию. США стоит приложить дополнительные усилия, чтобы помешать России отправлять в Ливию частных наемников и убедить своих европейских союзников в необходимости ввести санкции и против них.

Все эти действия - это необходимый первый шаг на пути к тому, чтобы уменьшить страдания невинных граждан, восстановить лидерские позиции США и создать условия для того, чего так долго ждал ливийский народ - для возможности управлять своей страной самостоятельно.


По материалам: "Уолл-стрит джорнэл" (США)


теги: США, Ливия



Просмотров: 789
Другие новости