Компании

все компании

Отраслевые профессиональные объединения страховщиков выступили против законопроекта "О реализации страховых услуг"

2 грудня 2019 року, 14:59
Отраслевые профессиональные объединения страховщиков выступили против законопроекта "О реализации страховых услуг" Отраслевые профессиональные объединения страховщиков и посредников решили пока не поддерживать законопроект "О реализации страховых услуг" в существующей редакции, разработанный при участии проекта технической помощи ЕС "Усиление регулирования и надзора за небанковским финансовым рынком" EU-FINREG.

Об этом агентству "Интерфакс-Украина" сообщил генеральный директор ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский.

Со ссылкой на мнение участников рынка, он сказал, что данный проект закона не урегулирует ряд важных для страховой отрасли вопросов. По сути, он является "калькой" Евродирективы 2016/97 "Insurance Distribution Directive" без учета экономической и правовой ситуации, развития рынка страхования в Украине.

"В законопроекте "О страховании", принятом в первом чтении, существует целый большой раздел, где достаточно подробно проработаны и описаны правила работы посредников на страховом рынке на основе прежней редакции Евродирективы 2002/92 по посредникам. Эта Евродиректива 2002 года является более конкретной, по ней есть существенная для анализа база по применению. Европейские страны с 2003 года наработали огромную практику ее использования, сформировали под нее все свои бизнес-процессы, поэтому более "широкая" Директива 2016 года у них ложится уже на определенные традиции в работе посредников, в то время как у нас происходит попытка "перескочить через один этап", - отметил Черняховский.

При этом он сообщил о наличии ряда проблемных вопросов, без выработки общей позиции по которым разработка проекта нового закона теряет смысл, в частности, это предлагаемая норма о регистрации агентов в реестре каждой страховой компании и принцип "один агент представляет одну СК по одному виду страхования". Однако нет достаточной ясности, как обеспечить поддержание этого принципа в случае, если страховой агент является, например, внештатным сотрудником нескольких страховых агентств или компаний.

Черняховский обратил внимание на необходимость прописать и обеспечить в законопроекте удобный механизм проверки данных о посреднике. "Реестр должен работать по принципу распределенной базы данных – когда форма запроса информации будет организована, например, на сайте регулятора, а данные будут "подтягиваться" автоматически из реестров страховых компаний", - пояснил он.

Гендиректор ассоциации "Страховой бизнес" также предлагает, что устанавливаемые регулятором квалификация и типовые программы обучения должны быть разделены в соответствии с различными уровнями подготовки агентов, получающих право заключать договоры определенного вида только после прохождения специального обучения. Брокеры также должны проходить более подробное и развернутое обучение, особенно те, кто будет работать со страхованием и перестрахованием больших рисков.

Как вариант Черняховский предлагает рассмотреть разбивку программ обучения на такие группы: простые продукты для частных лиц (страхование от несчастного случая, ОСАГО, добровольное страхование автоответственности, страхование домашнего имущества, туристическое страхование, ответственность владельцев оружия или собак); сложные продукты для физлиц и малого бизнеса (КАСКО, медицина, страхование жизни, агрострахование, общая ответственность перед третьими лицами); корпоративные продукты и перестрахование.

В связи с принятием закона "О защите прав потребителей финансовых услуг" немаловажным, по его мнению, является и вопрос раскрытия информации. В связи с этим законопроектом предлагается внести определенные корректировки, какая информация должна раскрываться посредником до начала предоставления финуслуги (в первую очередь, информация о самом агенте, его полномочиях, наличии действующей доверенности от страховой компании и возможность проверки этих данных онлайн), а какая – в процессе предоставления услуги. Однако недиференцированность перечня информации, предоставляемой на каждом из этапов, либо сделает всех посредников нарушителями закона, либо сделает невозможным их работу по выявлению потребности в страховании у клиента, либо превратит это в еще одну формальность, когда у клиента просто будут брать подпись под фразой, что он "со всем ознакомлен".

Кроме того, отмечает Черняховский, актуален вопрос формирования бизнес-практики по недопущению сокрытия информации брокером о размере вознаграждения, если тот будет получать его от страховой компании, и запрет на получение комиссий "с двух сторон". Остается неурегулированным и вопрос о правовых основах и правилах работы таких страховых посредников, как например, банки.

Помимо этого, необходимо урегулировать вопросы налогообложения, в первую очередь, НДС, таким образом, чтобы исключить возможность схем и налогового арбитража.

"Оплата услуг посредников должна осуществляться исключительно за действия по заключению или выполнению договора страхования (осмотр, получение очередных платежей, урегулирование и т.д.). Любые действия посредников, которые не привели к заключению или не являются сопровождением заключенного договора страхования, не могут быть оплачены страховой компанией как агентское или брокерское вознаграждение", - отметил гендиректор ассоциации "Страховой бизнес".

При этом он подчеркнул необходимость, чтобы новый законопроект по посредникам учитывал специфику украинского рынка страхования, реальную практику применения Евродиректив в стране в стране.

Украина в Соглашении об ассоциации с ЕС не принимала на себя обязательство имплементировать именно Директиву от 2016 года. "Поэтому есть время и возможность не просто формально перенести европейские нормы, не учитывая реалии украинского рынка, а разработать такой законопроект, который заложит основу целостной, логичной и полезной для украинского рынка страховых посредников системы работы", – отметил Черняховский.


По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 824
Другие новости