Компании

все компании

Си-Эн‑Эн: Почему Китай, Россия и Турция поддерживают Мадуро

30 січня 2019 року, 16:48
В материале Си-Эн‑Эн (США), в частности, говорится:

"На прошлой неделе тысячи человек вышли на улицы в Венесуэле с требованием об отставке президента Николаса Мадуро.

В ходе протестов лидер оппозиции Хуан Гуайдо провозгласил себя легитимным лидером страны, что привело к серии дипломатических заявлений по всему миру.

"Настало время для каждой страны выбрать сторону", - сказал в субботу на заседании Совета Безопасности ООН госсекретарь США Майк Помпео, призвав другие страны отказаться от поддержки Мадуро и его "беспредела".

США, Великобритания, Канада и большинство стран Латинской Америки уже объявили о поддержке самопровозглашенного лидера Х.Гуайдо, в то время как Россия, Китай, Турция и другие заняли сторону находящегося шесть лет у власти Н.Мадуро.

Бывший посол Канады в Венесуэле Бен Роусвелл, занимавший этот пост в 2014‑2017 гг., считает, что Венесуэла стала зоной идеологической борьбы.

"Если Мадуро сможет удержаться у власти, это принесет выгоду тем, кто верит, что решающее слово остается за властями вне зависимости от того, чего хотят граждане - как на Кубе, в России или в Китае", - сказал он в эфире телеканала CNN.

"Если Мадуро сместят, это поможет тем странам, которые верят, что конечная политическая власть должна оставаться в руках граждан, например, государствам Латинской Америки, Канаде и США", - добавил он.

Н.Мадуро, сильно изолированный со стороны стран Латинской Америки и Запада, годами искал углубления связей с Россией и Турцией.

Он разделяет силовой подход к методам управления с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом России Владимиром Путиным, говорит Эрвен Челик Уилтсе, политолог из Университета Южной Дакоты, изучающий Турцию и читающий лекции по политологии стран Латинской Америки.

"Они все стараются держать население своих стран под контролем, забирая все больше власти и проецируя ее на остальной мир", - сказал Э.Уилтсе.

Н.Мадуро также считает свои связи с Россией и Китаем как страховку в ООН, отмечает поли­толог из Университета Анд в Колумбии Виктор М.Михарес.

"Китай и Россия имеют право вето и смогут спасти венесуэльский режим от санкционных резолюций", - написал он в электронном письме на запрос телеканала CNN.

Но что сторонники Н.Мадуро получат взамен? Мы попросили региональных экспертов оценить это.

Китай

Китай является важнейшим кредитором Венесуэлы, говорит В.Михарес. С 2017 по 2016 гг. государственный банк Китая выделил Венесуэле 17 кредитов на общую сумму в $62,2 млрд. Согласно данным аналитического центра Inter-American Dialogue, это больше, чем брала у Китая любая другая страна из Латинской Америки.

В период с 2005 по 2015 годы китайские компании инвестировали в общей сложности $19,15 млрд в проекты в Венесуэле, свидетельствуют данные Американского института предпринимательства, негосударственного исследовательского института из США...

"Отношения становятся все больше политическими, и Китай заинтересован в поддержке Н.Мадуро по экономическим причинам, как и геополитическим, на фоне напряженности в отношениях с США", - сообщил CNN В.Михарес.

И надежды Китая на возврат своих средств столкнутся с еще большей неопределенностью, если Н.Мадуро покинет свой пост. Эксперты подчеркивают, что в последнее время политика Н.Мадуро была сконцентрирована на погашении долгов, а не на улучшении гуманитарной обстановки в стране.

Новое правительство может пересмотреть такие приоритеты в пользу пополнения запасов еды и медикаментов.

Россия

Дружба между Россией и Венесуэлой восходит еще ко временам президентства Уго Чавеса.

Венесуэла была одной из немногих стран, которая последовала примеру России в признании Абхазии и Южной Осетии. Также Венесуэла поддержала политику России по Украине и Сирии.

"Теперь Россия стала самым важным деловым партнером в Поясе Ориноко (обозначение богатого сланцевой нефтью региона в Латинской Америке)", - говорит В.Михарес.

Российская нефтегазовая компания "Роснефть" заинтересована в сохранении режима Н.Мадуро.

В декабре 2016 года "Роснефть" купила почти 50‑процентную долю в американской нефтяной компании Citgo, принадлежащей венесуэльскому нефтяному гиганту PDVSA, в качестве обеспечения кредита правительству Н.Мадуро на $1,5 млрд.

В 2017 году Кремль согласился реструктурировать венесуэльский долг на $3,15 млрд перед Москвой, что тоже привело к углублению связей между двумя странами. Однако общий долг Каракаса перед Москвой может быть намного больше.

Некоторые эксперты по внешней политики рассматривают инвестиции российского руководства как попытку нарастить влияние в Латинской Америке - в регионе, где когда-то США имели огромное влияние.

В декабре 2018 года российские бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, участвовали в совместных учениях в Венесуэле, чтобы продемонстрировать военные связи двух стран.

"Россия явно пытается дать понять Соединенным Штатам, что она может играть у них на заднем дворе", - сообщил CNN бывший помощник министра обороны США Дерек Чоллет.

Турция

После того, как Турция пережила неудавшуюся попытку военного переворота в 2016 году, отношение с Венесуэлой стали намного ближе. Правительство Н.Мадуро неоднократно за последние годы заявляло о повторяющихся попытках переворота, а на прошлой неделе обе страны признали недавние события в стране - очередной попыткой переворота.

"Турецкие лидеры, и в особенности Р.Эрдоган, считают Н.Мадуро несправедливой жертвой нападок Запада, - уверен исследователь Европейского совета по иностранным делам Асли Айдинтасбас. У Р.Эрдогана существует чувство близости - тенденция идентифицировать себя с Н.Мадуро после попытки переворота в 2016 году".

Венесуэла поставляет Турции золото. Турция в свою очередь поставляет в Венесуэлу продовольствие и гуманитарную помощь. Но для обеих сторон политические связи могут быть намного важнее экономических.

"После того, как Венесуэла потеряла сторонников в Аргентине и Бразилии, отношения с Турцией стали чем-то вроде противовеса", - отмечает специалист из Лондонской школы экономики по Латинской Америке и Карибскому бассейну Хелен Йаффе.

"Отношения с Турцией означают наличие союзника, связанного с Европой и состоящего в НАТО", - считает она. Эти отношения также помогают Турции в ее стремлении стать более крупным геополитическим игроком.

Исследователь из Центра мировой политики в Вашингтоне Мехмет Озкан говорит: "Турция считает себя экономической державой мирового масштаба, пытается спроецировать свою власть, и один из способов добиться этого - создавать союзы и предоставлять гуманитарную помощь".

Он подчеркивает, что распределяемая военными гуманитарная помощь может ввергнуть страну в еще худший экономический водоворот.

США

Хотя президент США Дональд Трамп поддерживает Х.Гуайдо и ввел санкции в отношении Н.Мадуро и его окружения, Венесуэла остается крупнейшим поставщиком нефти в Соединенные Штаты.

Приостановка торговли энергоресурсами сильно ударит по обеим странам, и поэтому санкции в отношении венесуэльской нефтяной компании PDVSA на первый взгляд ставят в тупик.

Однако средства от любых нефтяных сделок американские структуры будут выплачивать законным лидерам Венесуэлы, заявляют глава Минфина США Стивен Мнучин и советник Д.Трампа по нацбезопасности Джон Болтон, которые, по-видимому, имеют в виду самопровозглашенного временного президента Х.Гауйдо.

Чувствуют ли США угрозу от развития отношений Венесуэлы с другими странами и удачным партнерством Каракаса с Пекином и поддержкой со стороны Москвы?

Отношения страны с державами за пределами США уже стало причиной беспокойства в Вашингтоне, говорит Х.Йяффе.

"В течение 2000‑х годов Россия и Китай активно завоевывали позиции в Латинской Америке за счет увеличения торговых связей и инвестиций", - сказала она, добавив, что США сейчас предпринимают контрмеры против данной тенденции времен президента Барака Обамы.

США традиционно позиционируют этот регион как собственный "задний двор", и рост влияния со стороны соперничающих мировых держав так близко к их территории беспокоит американские власти.

Как отмечает М.Озкан, Турция сейчас может оказать помощь США для налаживания диалога с Каракасом, что позволит Р.Эрдогану выстроить хорошие отношения как с Д.Трампом, так и с Н.Мадуро.

"Трамп может подтолкнуть Турцию к тому, чтобы она стала посредником или инструментом для убеждения Н.Мадуро уйти в отставку", - говорит М.Озкан".

По материалам: Си-Эн‑Эн (США)





Просмотров: 2254
Другие новости