Компании

все компании

“Форбс" (США): игнорируя историю, Трамп дарит России еще одну победу в Сирии

26 грудня 2018 року, 15:46

В среду 19 декабря президент США Дональд Трамп кратко объявил в Twitter "победу над "Исламским государством (ИГ, запрещено в РФ)". Он объявил, что немедленно выводит все 2 тыс. американских солдат из Сирии.

Объявление победы Трампа было таким же ложным и преждевременным, как заявление бывшего президента Джорджа Буша в мае 2003 года о том, что миссия в Ираке "выполнена". Несмотря на значительные успехи против ИГ в восточной Сирии, где США тесно сотрудничали с курдами, боевики ИГ все еще сопротивляются. В докладе генерального инспектора Конгрессу США говорится, что хотя ИГ уже не контролирует значительные территории, террористы ушли в подполье и на то, чтобы окончательно устранить угрозу терроризма, могут потребоваться десятилетия.

В четверг 20 декабря в знак протеста министр обороны Джеймс Мэттис ушел в отставку. В письме об увольнении он объяснил, что дело было не только в Сирии и в том, насколько неправильным образом Трамп принимал эти решения. В письме Мэттис раскритиковал отказ президента от сотрудничества с иностранными союзниками и его неспособность держать в узде авторитарные государства - такие, как Россия и Китай.

В четверг Мэттис лично передал Трампу это письмо. Однако президент либо не прочел его, либо не понял его сути. После встречи с Мэттисом, Трамп незамедлительно написал сообщение в Twitter, в котором похвалил министра обороны и объявил, что он "с почетом" уйдет в отставку в конце февраля 2019 года. В Twitter Трамп также сообщил, что, помимо решения по Сирии, он намерен вдвое сократить число американских военных в Афганистане.

Судя по всему, Трамп не понял, насколько сильный негативный эффект в прессе вызовет критика Мэттиса в адрес его стратегии.

В воскресенье 23 декабря обиженный такой реакцией, Трамп проявил мелочную мстительность, назвав новой датой ухода в отставку Мэттиса 1 января 2019 года, вместо конца февраля, а также то, что вместо него исполняющим обязанности министра обороны будет бывший руководитель Boeing и не имеющий значительного военного опыта Патрик Шанахан.

Решения Трампа, принятые из‑за угроз президента Турции Эрдогана

Как и всегда, главным препятствием в оценке действий Дональда Трампа является понимание того, что произошло на самом деле.

К пятнице 21 декабря в распоряжении The Washington Post появилась информация о том, что решение Трампа о сокращении военного присутствия США на Ближнем Востоке было принято без взаимодействия с его старшими советниками и союзниками, и уж точно не в результате тщательного рассмотрения возможных последствий. Вместо этого решение по Сирии последовало за телефонным разговором с авторитарным президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

В телефонном разговоре с президентом Трампом, который состоялся неделю назад, турецкий президент повторил, что не понимает, почему Соединенные Штаты вооружают и поддерживают сирийских курдских бойцов. Для Турции, которая разделяет с Сирией 500 миль (более 800 кило­метров) границы, они представляют угрозу безопасности. По словам самого же Трампа, Эрдоган сказал, что ИГ повержено. Турецкая армия сильна и может справиться с оставшимися боевиками. Так почему же там все еще находятся 2 тыс. американских военных?

Эрдоган указал на то, что Турция рассматривает вопрос вторжения на сирийскую территорию для борьбы с курдами, которых считает террористами.

"Знаешь что? Она твоя. Я ухожу", - по некоторым данным, сказал Трамп про Сирию.

Таким образом, Трамп показал, что готов бросить военных союзников США, сирийских курдов, на произвол судьбы.

Самого Эрдогана удивило то, насколько легко ему удалось убедить Трампа в этом вопросе. До телефонного разговора администрация Трампа пришла к консенсусу, который поддержали и госсекретарь Майк Помпео и министр обороны Джеймс Мэттис, и который заключался в том, что Трамп скажет Эрдогану, чтобы он оставил свои угрозы атаковать курдов в Сирии.

Решение Трампа о сокращении военного присутствия в Сирии было объявлено в Twitter в среду 19 декабря.

Еще одна победа для России

В четверг 20 декабря, столкнувшись со шквалом критики, вызванной его решением, в том числе со стороны телеканала Fox News, который заявил, что Трамп бросает союзников и дарит очередную победу России, Трамп написал в Twitter, что Россия "недовольна" его решением о выводе войск из Сирии.

Это не было правдой.

За некоторое время до этого Владимир Путин на ежегодной пресс конференции похвалил Трампа за решение об отступлении. "В этом Дональд прав, и я с ним согласен", - сказал российский президент.

Принимая решение о выходе из Сирии или Афганистана и не советуясь при этом с советниками по безопасности или союзниками, Трамп показал, что не извлек никаких уроков из преждевременных выводов войск из Ирака в 2003 и 2011 годах, когда группы мятежников превратились в международные формирования. Речь идет о беспорядках в Ираке и об ИГ.

Уроки истории показали, что терроризм не одолеть несколькими военными победами: для этого нужны усилия на протяжении многих лет. Вопрос заключается не в том, придется ли воевать с террористами. Как показали атаки ИГ в Европе, вопрос будет состоять в том, где будет проходить эта война - на их территории или на нашей.

Несомненно то, что ни один президент США не вступает в эту должность, располагая нужным опытом для того, чтобы справиться с предстоящими трудностями. У Дональда Трампа опыта было меньше, чем у любого из его предшественников. Он лишь однажды столкнулся с военным делом - когда пытался избежать службы во Вьетнаме, прикрываясь проблемами с костями.

Всем президентам приходится чему-то учиться, когда они вступают в эту должность. Однако Дональд Трамп учится крайне медленно, если учится вообще...Только став президентом, он по крайней мере окружил себя группой опытных генералов. Однако вместо того, чтобы научиться у них чему‑то, Трамп, по всей видимости, только еще больше поверил в собственные возможности и решил сократить потребность консультироваться с другими.

Мировоззрение Трампа

... Если рассмотреть два года Трампа в офисе, можно определить, что у него есть на удивление последовательный взгляд на международные отношения. Так, в июне 2018 года на саммите "Группы семи" Трамп отказался подписываться под принципами саммита, которые вряд ли можно назвать спорными, и которые "подтверждали общие ценности свободы, демократии, верховенства закона, уважения прав человека и приверженности международному порядку".

Решения по Сирии и Афганистану, которые Трамп принял на этой неделе, подтверждают, что ему нет никакого дела до этих принципов.

Напротив, кажется, что Трамп намерен разрушить эти принципы. Международный порядок, основанный на законах, кажется ему ограничивающим и удручающим. Тот порядок, который он пытается установить как на государственном, так и на международном уровне, противоречит демократии.

На G7 в июне Трамп назвал хозяина саммита, канадского премьер-министра Джастина Трюдо, "нечестным" и "слабым", после чего полетел в Сингапур, где встретился с северокорейским тираном Ким Чен Ыном, которого назвал "очень талантливым человеком" и "смешным парнем" с "прекрасным характером".

Чего мировоззрению Трампа не достает, так это моральных ценностей. Честность, сострадание, доброта, благородство, щедрость и преданность - это рамки, за которые не выходят только "дураки".

Трампу комфортнее иметь дело с авторитарными лидерами, которые принимают решения, не консультируясь с другими политическими игроками и не принимая во внимание другие точки зрения. Он не видит проблем в том, чтобы вести дела с саудовским лидером, которого подозревают в убийстве журналиста The Washington Post Джамаля Хашкаджи.

Возможно, что Трамп даже воображает себя таким же силачом, который может принимать опрометчивые решения, ни с кем при этом не советуясь. Будучи автором написанной за него книги "Искусство заключать сделки", он считает себя специалистом по заключению сделок. Но если бы он таковым являлся, он знал бы, что президент Эрдоган лишь предлагал повод для переговоров, а не выдвигал ультиматум. Такой сюжет соответствовал мировоззрению Трампа, согласно которому несколько влиятельных диктаторов принимают все решения. Как и все слабые лидеры, столкнувшись с угрозой, он следует первому инстинкту, заключающемуся в капитуляции.

Приостановление деятельности госучреждений

Импульсивность Трампа и его слабость также проявились в обсуждениях бюджета на прошлой неделе.

Во вторник 18 декабря Белый дом продемонстрировал поддержку краткосрочной меры по расходам, которая не предусматривала финансирования строительства стены на южной границе, но продержала бы правительство открытым до 8 февраля. Сенат единогласно одобрил эти меры.

В четверг 20 декабря Трамп сменил курс, заявив, что он отказывается подписывать законопроект по бюджету, который не предусматривает финансирование пограничной стены. Они не смогли договориться с демократами, которые считают стену ненужной тратой средств. Что в результате? Деятельность части госучреждений будет приостановлена на неделю или даже дольше.

Так почему Трамп передумал? По всей видимости, причиной этому была критика со стороны консерваторов. Когда ему представилась возможность проявить лидерские качества перед своими же сторонниками и предотвратить приостановку работы правительства, Трамп капитулировал.

Правительство в смятении

Решение Трампа по Сирии и Афганистану и приостановка работы правительства были только тремя из неожиданных поворотов неожиданного президентства Трампа.

Результатом всего этого стало полное смятение правительства. Федеральное правительство не работает. Рынки падают. Иностранные союзники выражают беспокойство. А республиканские законодатели, которые когда-то боялись рассердить президента, теперь открыто критикуют его.

Назвать Трампа всего-то хаотичным было бы неправильно. У него в запасе действительно много сюрпризов. Однако они не случайны. Это намеренная стратегия по отвлечению внимания.

"Трамп выходит из-под контроля"

В июне 2018, во время саммита G7 в Канаде, The New Yorker написал: "Трамп выходит из-под контроля". Теперь с таким же заявлением выступил The Washington Post.

В течение первых двух лет президентства Трамп наслаждался необычными преимуществами - республиканским большинством в обеих палатах Конгресса... Преимущество правых в Верховном суде...

Сейчас ситуация меняется к худшему. Он стоит лицом к лицу с демократическим большинством в Палате представителей... Верховный судья, который, по всей видимости, настроен на то, чтобы вернуть политическую независимость суда. Даже сторонники Трампа начинают различать трещины в его фасаде.

Кроме того, Роберт Мюллер, расследующий дело о возможном российском вмешательстве, рассматривает теорию о том, что Трамп, его кампания, его организация и его партнеры была больше заинтересованы в собственных интересах, нежели в интересах страны, - как во время выборов в 2016 году, так и сейчас".


По материалам: "Форбс" (США)





Просмотров: 1006
Другие новости