Компании

все компании

Вячеслав Черкашин: Зачем разделять ГФС

23 січня 2018 року, 13:32
Вячеслав Черкашин: Зачем разделять ГФС
Министр финансов Украины Александр Данилюк подтвердил намерения реорганизовать Государственную фискальную службу (ГФС) в два юридических лица.

Недавняя отмена правительством своего же решения о реформировании некоторых территориальных органов ГФС и последующие заявления премьер-министра и министра финансов четко очертили наметившиеся разногласия внутри правительства в вопросе комплексной реорганизации фискальных органов. О накале страстей говорит тот факт, что соответствующее постановление правительства, несмотря на позитивное голосование кабинета министров еще 19 июля прошлого года (прошло 6 месяцев!), так и не было опубликовано, а сроки, предусмотренные документом по созданию двух самостоятельных юридических лиц, – Межрегиональной таможни и Межрегионального главного управления ГФС – на момент его отмены уже были нарушены (с 01.01.2018).

Несмотря на это, Министром финансов не прекращаются попытки жесткой вертикальной структуризации ГФС. Целиком возможно, что такое упорство зиждется, кроме аспектов самосохранения во власти в рамках политической конкуренции и необходимости поддержания реноме ответственного реформатора, на необходимости хотя бы минимального соблюдения обязательств Украины перед основным кредитором страны – Международным валютным фондом, отношения с которым заметно охладели на фоне затянувшийся дискуссии о необходимости создания системы антикоррупционных судов.

В сфере фискальной политики Украина взяла два весомых обязательства перед МВФ (предварительные меры и структурные маяки), которые предусматривали принятие законодательства:

- о слиянии таможенной и налоговой администрации в одно юридическое лицо (дата завершения – конец марта 2017 года);
- о создании новой гражданской службы (финансовой полиции), ответственной за расследование финансовых преступлений против государства под управлением Минфина для замены нынешней налоговой милиции и консолидации всех полномочий по борьбе с финансовыми преступлениями против Государства в одном агентстве, избегая при этом дублирования функций (дата завершения – конец апреля 2017 года).
- Одновременно, власти Украины обязались осуществить консолидацию региональных налоговых и таможенных органов в единый офис, по одному на каждый регион (к концу марта 2017).

Как мы знаем, ничего из обещанного выполнено не было, хотя под Меморандумом о экономической и финансовой политике стоят подписи Президента и премьер-министра, министра финансов и главы Нацбанка. Единственным документом в сфере фискальной политики, поддерживающим видимость приверженности международным обязательствам Украины, оставалось скоропостижно отмененное постановление правительства. Такой сигнал от правительства говорит об одном – кредитор не желает платить по счетам, а значит угроза разрыва отношений с МВФ стала объективной реальностью.

Говоря о сути предложения про разделение фискальной службы на две части, следует оценивать последствия такой стратегии:

- рождение двух отдельных юридических лиц – Межрегиональной таможни и Межрегионального главного управления ГФС – является странной, на мой взгляд, попыткой реинкарнации самостоятельного, раздельного существования налоговой и таможенной служб. Может, нужно откровенно сказать обществу, что их объединение было ошибкой, и вернуть статус-кво существовавший до 2013 года?

- централизация порождает дополнительный бюрократический слой в структуре ГФС. Между центральным аппаратом и низовыми звеньями возникает два новых функциональных подразделения. Что это означает? Более длительные процедуры для бизнеса; масса новых приказов, методичек и прочих инициатив скучающих чиновников, усиливающих, в конечном итоге, уровень нормативного хаоса и, как следствие, усиление административное давление на бизнес;

- два самостоятельных юридических лица – это скрытое делегирование ответственности. Очевидны риски кивание друг на друга, снижение координации внутри ГФС, размытия персональной ответственности первых лиц ведомства.

В любом случае, предлагаемое решение не может заменить так необходимую стране комплексную реформу ГФС. Нельзя формальную смену структуры, ее централизацию называть реформой. Украине нужен комплексный документ, отвечающий как международным обязательствам Украины, так и нуждам налогоплательщиков.

По материалам: НВ-Бизнес





Просмотров: 830
Другие новости