Компании

все компании

Торбен Мейгард: Без правильных людей не будет инвестиций

20 грудня 2017 року, 12:58
Торбен Мейгард: Без правильных людей не будет инвестиций
Секрет успеха украинской IT-индустрии на международной арене очень прост. Нужно, чтобы как можно больше иностранных инвесторов приезжало к нам и убедилось, что с украинцами можно и выгодно иметь дело.

Датчанин по происхождению Торбен Мейгард в 2001 году основал компанию Ciklum, которая входит в число крупнейших IT-предприятий Украины.

В интервью НВ он рассказал о том, как за почти два десятилетия изменилась отечественная индустрия высоких технологий. А также поделился своими соображениями о том, что нужно сделать для того, чтобы IT-индустрия стала локомотивом для развития всей отечественной экономики.

- Как привлечь инвестиции в Украину? И как сделать так, чтобы программисты не уезжали?

- Чтобы пришли инвестиции, сначала нужно сделать так, чтобы было во что вкладывать деньги. Чтобы в Украину пришла компания Walt Disney и открыла студию на тысячу сотрудников, нужна эта тысяча специалистов, которые бы соответствовали требованиям работодателя.

Без правильных людей не будет никаких инвестиций. В Ciklum мы обучаем людей, начиная с базового уровня и точно так же поступают другие большие IT-компании.

- Учите еще со школы или все же с института?

- В основном это уже молодые специалисты. Они обучаются на семинарах, вместе с менторами из своих проектов. Проходят такое внутреннее обучение. Помимо этого, я еще стартовал инициативу, которая называется Фонд BrainBasket. Задача этой инициативы - содействовать развитию IT образования. Помогать украинцам ориентироваться в мире технологий, делая первый шаг в направлении изучения IT-профессии, развитие образовательного рынка в IТ-отрасли и предоставляя толчок образовательной экосистеме.

Я был в АТО на передовой. Мы ехали в машине с одним парнем из Правого сектора. Он меня спросил: "Торбен, эта компьютерная штука, которой ты занимаешься, есть ли в этом деньги?" И я сказал: "Да, хороший программист зарабатывает три тысячи". Он говорит: "Да, у меня есть друзья, которые зарабатывают три тысячи в месяц, это неплохо". Я уточняю: "Иван, мы же говорим о долларах, правильно?" И в этом месте я испугался, что мы сейчас попадем в аварию – настолько эмоциональная у него была реакция.

Через два дня он, по моему приглашению, пришел к нам в офис со своими двумя сыновьями. Он принял решение для своей семьи и для своей будущей пенсии – его сыновья должны стать программистами. Они поговорили с нашими эйчарами, чтобы понять, чему им нужно обучиться. Я хочу, чтобы у как можно большего количества людей была возможность получить этот опыт.

Я стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы как-то продвинуться в предоставлении возможности сделать первые шаги в IT.

Например, в прошлом году фонд BrainBasket собрал 420 компьютеров от украинских компаний, 200 из которых передал Ciklum, и оборудовал ими 60 библиотек в 36 городах Украины. Днем в этих хабах обучаются дети, по вечерам – взрослые. В следующем году планируется обучать дополнительно еще учителей информатики.

- Как взрослые могут переквалифицироваться в айтишников? Приведите, пожалуйста, пример.

Возьмем гипотетического финансового директора харьковской компании, у которого зарплата за последние четыре года – когда гривня "упала" по отношению к доллару – не выросла. Возможно, даже наоборот – уменьшилась, потому что его компания потеряла 80% бизнеса, так как в основном экспортировала свою продукцию в РФ. Возможно, в таком случае стоит искать другие варианты для себя. Ведь человек с 15 годами опыта в финансах может стать очень полезным специалистом в IT-секторе.

В течение трех-шести месяцев этот человек сможет обучиться достаточному количеству знаний, чтобы получить работу в IT. Наверняка его стартовая зарплата не будет равняться $3 тыс., но через один-два года он этого достигнет.

Поэтому я верю в то, что IT в Украине не остановить, - это движущая сила страны и огромная сфера, применение в которой, обучившись, может найти огромное количество украинцев.

- Главное - не мешать, да?

- Да. Каждый украинец, даже тот финансовый директор из Харькова, может взять свою жизнь в свои руки и присоединиться к IT-сфере, влиять на свою жизнь. Было бы хорошо, если бы правительство больше сосредоточилось на образовании вместо того, чтобы фокусироваться только на поисках инвесторов. Дайте во что инвестировать, и инвесторы придут.

Поэтому ответ на вопрос "Почему украинские стартапы уходят из страны?" прост. Это происходит потому, что они "идут за клиентом". Если мы хотим, чтобы офисы продаж были в Украине, нужно сделать так, чтобы украинцы могли покупать те продукты, которые предлагают стартапы.

Если мы не хотим, чтобы украинские стартапы переносили хедофисы из страны, нам нужна поддержка государства. Которое должно полноценно работать, а также соответствовать нормам других европейских стран. Но на данный момент многие инвесторы просто не согласны содержать главные офисы компаний в Украине. В том числе из-за коррупции.

Чтобы инвесторы пришли, не нужны новые законы. Надо поддерживать те инициативы, которые существуют сейчас. Например, образовательная инициатива Фонда BrainBasket и многие другие существующие сегодня здоровые инициативы. Просто нужна большая вовлеченность правительства в их поддержку. Помогите нам двигаться дальше.

- Как Вы оцениваете уровень образования в Украине? Насколько он удовлетворяет запросы IT-отрасли?

- В Украине высокий уровень математического образования. С такой основой стать программистом можно довольно быстро. Но вот взять на работу прямо со школьной или студенческой скамьи напрямую очень сложно – недостаточно прикладных знаний и опыта.

- Как изменилась Украина и IT-отрасль с момента Вашего приезда в нашу страну?

- Я приехал сюда в 1998-ом. С тех пор в IT-сфере произошли драматические изменения.

Когда я основал компанию Ciklum в конце 2001 года, программисты зарабатывали 20% от того, что они получают сегодня. То есть уровень зарплат увеличился в пять раз. Это вопрос рыночной цены.

Очень много украинцев обучились и стали гораздо более опытными. Квалификация достаточна уже не просто для создания веб-сайтов – она позволяет работать в больших интегрированных компаниях.

В таких компаниях, как Ciklum, они обучаются работать вместе в команде. Это значит, что для клиента их цена возрастает. Имидж Украины как источника кадров для Европы уже признан. Поэтому зарубежные заказчики могут спокойно сюда приезжать. Пятиразовый рост зарплат был возможен благодаря тому, что повысилось доверие к Украине, когда повысились компетенции и вырос рынок.

Когда украинский программист получает в месяц $3 тыс. – а некоторые и по $5 тыс./мес. – то они не покупают золотые слитки, не открывают счета в швейцарских банках. Они ходят в рестораны, снимают офисы – а это рабочие места, налоги для государства. Они покупают квартиры, которые кто-то строит, делает ремонт, дизайн…

Украинские программисты успешно представляют Украину за границей. И люди за рубежом понимают, что украинцы очень умные. Когда группа украинцев приходит в шведский банк и обучает их Agile-подходу, большинство шведов думают: "Хм, а мы думали, что Украина – это что-то где-то, где война. А теперь они приезжают и обучают нас! Может, нужно все-таки присмотреться к Украине?"

Представители украинской IT-индустрии имеют все шансы для того, что развить экосистему для появления множества продуктовых IT-компаний. В которые смогут инвестировать иностранцы.

- Как можно улучшить международный имидж Украины и ее IT-индустрии?

- Нужно, чтобы как можно больше иностранцев приезжало к нам. У нас недавно побывал инвестор из одного лондонского фонда. После ряда встреч с представителями украинской IT-отрасли он был очень сильно впечатлен. И сразу же согласился сотрудничать по ряду направлений.


По материалам: Новое время





Просмотров: 964
Другие новости