Компании

все компании

Константин Зинин: Точно ли стране нужен газ

15 грудня 2017 року, 12:51
Константин Зинин: Точно ли стране нужен газ
Энергетическая независимость — вопрос национальной безопасности. При этом из трех схем инвестирования в добычу газа реально работает только одна.

У россиян есть представление об уникальности русской души — мол, России не подходит западная модель развития. Иногда мне кажется, что украинские политики, подражая россиянам, считают Украину какой-то уникальной страной и ведут себя так, будто это не Украина нуждается в помощи других стран, а сама может учить соседей реформам.

Нам то не нужны антикоррупционные суды, как будто коррупция в Украине — на уровне Германии. Хорошо, что власть наконец поменяла свое мнение. Наблюдательные советы при госкомпаниях, вероятно, также не нужны. Ведь госкомпании — это же пример эффективной работы. Поэтому, считайте, что надзорных комиссий и нет.

Но давайте посмотрим правде в глаза: Украина не та страна, которая должна учить мир.

Некоторые страны не богаты ресурсами, но они построили развитую экономику. Это такие страны, как Сингапур, Япония или Израиль. При этом Сингапур остается одной из самых богатых стран, японцы — в лидерах по продолжительности жизни, а в Израиле аграрии выращивают такое, что "житнице Европы" и не снилось. К тому же, израильтяне уже десятки лет воюют с соседями.

Другое дело — Украина. Украинские черноземы, полезные ископаемые, географическое расположение, люди — все у нас лучше всех, если верить политикам. И как только политики приходят к власти, сразу конвертируют эти ресурсы в собственное благополучие.

И знаете, в чем-то они правы, потенциал Украины признают и иностранные бизнесмены. Но политики "забывают" сказать, что кроме черноземов и умных людей нужен еще один компонент успеха  — это деньги, то есть инвестиции. А о том, как привлекать чужие деньги и использовать их, многие страны знают лучше Украины.

Наша страна находится на ведущих местах в Европе по залежам полезных ископаемых из которых получают энергию (газ, уголь и уран). Но все мы с вами были свидетелями того, как Украина покупала российский газ и по какой цене. Потому что мало обладать залежами, в их добычу нужно инвестировать. А инвестор требует одного — защиты его прав и возможности спокойно работать.

В Украине теоретически существуют три схемы инвестирования в добычу газа. Первая — совместная деятельность. Одна компания начинает разработку месторождения совместно с другой, которая уже имеет лицензию. Но в Украине налоги в таком случае достигают 70%. Нормальный инвестор на такое согласится?

Вторая схема — самостоятельное получение лицензии. В этом случае еще до того, как начать добывать газ, компании необходимо потратить много средств. Она должна изучить месторождение, пробурить скважину и в лучшем случае через два года можно начать добывать газ. И это при оптимистическом сценарии. В течение всего этого времени инвестору никто не гарантирует, что в стране не изменятся условия ведения бизнеса, не изменятся налоги. А он все эти годы вкладывает огромные средства. Кроме того, налоги достигают 29%. Для сравнения, в Румынии — всего 7%.

С лицензиями в Украине вообще интересная ситуация. Долгое время едва ли не единственным инвестором, которого защищала государство, была компания Голден Деррик. СМИ связывали ее с бывшими министрами Януковича — Ставицким и Присяжнюком. Эта компания стала крупнейшим получателем спецразрешений на разведку и добычу углеводородов. В 2014 году эту компанию лишили части лицензий, мотивировав это нарушением взятых на себя обязательств. И это правильно, потому что если инвестор не выполняет своих обязательств, его необходимо заменить другим.

Третья схема — соглашение о разделе продукции. В этом случае подписывается договор с Кабмином, в котором государство обязуется не ухудшать условий ведения бизнеса. Инвестор обязуется вкладывать деньги и добывать газ. Из трех методов инвестирования в добычу газа это единственный приемлемый для инвестора. Правда, тогда непонятно, зачем еще два, если их нельзя использовать.

С любого "утюга" можно услышать слова чиновников об инвестициях как драйвере роста состояний, о том, что инвестиции вот-вот рекой выльются на Украину. Но учитывая темпы роста ПИИ, маленький ручеек инвестиций не спешит превращаться в реку. Поскольку инвесторы не чувствуют себя защищенными. Инвесторов в Украине ждут только на словах.

Интересно, что Нафтогаз добывает газ и нефть в Египте. Получается, что украинская госкомпания использует возможность для инвестиций в другую страну, но государство не может создать такие возможности у себя. В теории у нас есть три схемы инвестирования в индустрию добычи газа, но реально работает только одна. Абсурд да и только.

При этом Украина пытается доказать миру, что нам необходимы какие-то особые рецепты восстановления экономики. Они нужны только тем, кто действительно не хочет инвестиций. А хочет зарабатывать так, как привык — за счет украицев, а не вместе с ними.

По материалам: НВ.БИЗНЕС





Просмотров: 698
Другие новости