Компании

все компании

Александр Перцовский: Цена четвертой посылки

14 грудня 2017 року, 12:01
Александр Перцовский: Цена четвертой посылки
7 декабря Верховная Рада активно принимала изменения в Налоговый кодекс, проголосовав за законопроект № 6776-д.

Этот законопроект ограничивает беспошлинный ввоз товаров в Украину, как при самостоятельном пересечении границы, так и почтовыми отправлениями. Если изменения в Кодекс вступят в силу, украинцы без уплаты пошлины смогут получать три посылки в месяц, при условии, что стоимость товаров в каждой из них не должна превышать 150 евро. Начиная с четвертого отправления, товары будут облагаться пошлиной и НДС (это дополнительно 20% к цене заказа). По замыслу авторов этой инициативы, такое нововведение будет способствовать наполнению государственного бюджета и борьбе с контрабандой.

К сожалению, при детальном изучении, поддержанные депутатами изменения в Налоговый кодекс вызывают больше вопросов, чем ответов. Пока неясно, на какие средства должна создаваться с нуля сложная система контроля почтовых отправлений, не определены механизмы учета посылок и пошлины. И главное, не предоставлено расчетов ожидаемого дохода для государственного бюджета, который должно обеспечить принятие законопроекта.

Мировой опыт при этом демонстрирует обратную тенденцию. Чтобы предотвратить потери экономики, другие страны избавляются от громоздкого администрирования и увеличивают сумму беспошлинного лимита.

Например, в США с 2015 года был увеличен необлагаемый лимит с $200 до $800. Согласно исследованию Hufbauer and Wong, общая экономическая экономия от такого шага составляет около $56 млн.

Согласно исследованию уровня беспошлинных лимитов в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АРЕС), беспошлинный лимит на уровне $200 сгенерирует экономический эффект в $30,3 млрд для 21 страны – члена АРЕС за счет сокращения расходов всех участников импортного процесса и стимулирования трансграничной электронной торговли.

Что же ожидает украинцев, если Президент подпишет этот закон? Будут ли достигнуты поставленные задачи по наполнению бюджета и борьбе с контрабандой?

По поводу контрабанды. Уже сейчас интернет-пространство пестрит предложениями, как можно обойти запланированные ограничения, начиная от оформления отправлений на родственников-соседей-знакомых и заканчивая услугами юрлиц, на которых ограничение не будет распространяться.

В соседней Беларуси наблюдается всплеск деятельности «серых» перевозчиков, которые доставляют импортные отправления нелегальными каналами через Россию и Казахстан, где, кстати, беспошлинный лимит составляет 1000 евро.

Что касается наполнения бюджета:

Это нововведение требует создания единой базы получателей международных почтовых отправлений от всех операторов логистического рынка, в оперативном создании которой есть большие сомнения. Во-первых, соответствующие ІТ-услуги недешевы. Во-вторых, – не заложены в принятый бюджет 2018 года. В-третьих, думаю, все еще помнят "бесперебойную» работу Реестра электронных деклараций или попытки родителей абитуриентов подать заявления о вступлении в вузы онлайн. Обращу внимание, что эти ресурсы "падали" в пиковые периоды нагрузок, при наличии чуть не целого года, чтобы подготовиться к ним. Система же информации о почтовых отправлениях должна работать 24 часа в сутки 365 дней в году.
На дополнительное регулирование и введение ограничений официальный рынок реагирует сокращением объемов отправлений и, соответственно, доходов в бюджет. Это достаточно легко считается на примере отправлений из Китая. Укрпочта является крупнейшим перевозчиком товаров из Китая и ежемесячно получает около 1,5 млн отправлений. До 80% из них – вложения стоимостью $5-7. При налогообложении каждой четвёртой посылки, заказчик отправления за $5 долларов должен дополнительно заплатить НДС и таможенную пошлину, то есть оплатить еще около $1,5 налога.
А теперь представим следующий ход событий. Клиент, придя на почту за посылкой, отстояв определенную очередь, узнает, что забрать ее нельзя, а взамен нужно заплатить пошлину и НДС. Он, мягко говоря, "радуется", разворачивается и идет искать, где заплатить. Как вам такой сценарий?

Чтобы получить эти $1,5 доллара государство должно обеспечить дополнительный штат таможенных инспекторов, дополнительные капиталовложения в новую технику и обеспечить хранение персональных данных. В свою очередь, Укрпочта за год должна найти ресурсы, чтобы компьютеризировать около 9 тыс. неоснащенных компьютерами на сегодняшний день отделений.
Весь объем международных отправлений, получаемый Украиной из-за границы за год, составляет около 30 млн шт., то есть менее одной посылки на человека. Эффективно ли администрировать этот небольшой, по сравнению с другими странами, рынок?
И напоследок. Хочу обратить внимание на другой момент: что получает клиент, конечный потребитель услуги.

Удорожание доступных товаров, повышение тарифов операторами с целью компенсировать средства, потраченные на дополнительный персонал и ІТ-услуги, увеличенное время ожидания почтового отправления из-за необходимости таможенного контроля.

По материалам: НВ.БИЗНЕС





Просмотров: 760
Другие новости