Компании

все компании

Виктор Галасюк: Нужна ли защита украинского производителя

12 грудня 2017 року, 14:44
Виктор Галасюк: Нужна ли защита украинского производителя
Местная составляющая рассчитывается через уровень ресурсной локализации производства предмет закупки по прозрачной формуле, установленной законом, согласно методике, которая будет утверждена правительством.

На практике это означает, что на 100% украинский товар будет 25% ценовое преимущество перед таким же, но на 100% импортным товаром. Который не содержит ни одной украинской составляющей.
Многофакторная модель действует в большинстве успешных стран, в том числе и в Европе. Ведь опираться только на цену — это экономическое безумие. Важны местная составляющая, энергосбережение, инновационность, гарантия и даже социальные факторы.

Впрочем, в Украине более 99% госзакупок — чисто ценовые. А во Франции лишь 4% публичных закупок осуществляется исключительно по ценовому критерию, в Великобритании — 7%, в Нидерландах — 10%, в Испании — 24%. В Германии, Австрии и Италии — лишь каждая вторая госзакупка чисто "ценовая".
Предложенная модель оценки тендерных предложений не противоречит международным обязательствам Украины в рамках ВТО и Соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС (DCFTA). Ведь она подпадает под исключение из общих правил, в частности, в качестве меры макрофинансовой и макроэкономической стабилизации, который принимается страной в условиях внешнеполитической и военной агрессии, критического дефицита платежного баланса и угроз экономической безопасности, что допускается нормами международного торгового права.

"Покупай украинское, платы украинцам!" также учитывает лучший мировой опыт. Например, в США, согласно нормам федерального законодательства — FAR, госучреждениям (по определенным исключениями) запрещается приобретение продукции, которая произведена не в США и содержит менее 50% местной составляющей (пункт 25.101 FAR). Часть 25 Федерального закона США о закупках также требует предоставлять национальным производителям ценовое преимущество в 12% для американских компаний — малого бизнеса (пункт 25.105 FAR).
Даже в условиях такого явно протекционистского законодательства о публичных закупках США идут на усиление защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. Наглядным примером является резонансный Указ Президента США "Покупай американское, нанимай американцев" от 18.04.2017р.

Заказчики в ЕС при публичных закупках часто устанавливают в тендерной документации требования относительно минимального уровня локализации предметов закупки 25% или даже 50%, а также требования о наличии производства на территории ЕС.

По оценкам экспертов, законопроект № 7206 придаст плюс 1,1 в. п. к росту ВВП, сократит безработицу на 0,4 п.п., а также сократит импорт на 4,4 п.п., что положительно повлияет на торговый баланс, промышленное производство и доходы украинцев.
Покупать иностранную продукцию, которую Украина может производить сама, да еще и за счет налогоплательщиков — это большой минус для экономики, бюджета и торгового баланса.

Это политика экономического идиотизма! Судите сами:

Когда Киев покупает польские трамваи вместо Львовских Электрон или Одесских Татра-Юг
Когда МЧС покупает Еврокоптер, а Запорожский производитель Мотор Сич ни разу не получил государственного заказа на свои вертолеты
Когда Администрация морских портов Украины подыгрывает голландским верфям, дискриминируя Херсонский и Николаевский Смарт Мэритайм Групп
Когда коммунальные предприятия берут белорусские автобусы МАЗ вместо луцких Богданов или львовских Электронов
Когда госкомпании покупают белорусские тракторы и комбайны и французские сеялки, а не аналогичные украинские (Харьковский тракторный завод, Южмаш, Херсонский машиностроительный, Кропивницкий Ельворти и другие)
Когда коммунальные предприятия заказывают белорусскую спецтехнику МАЗ вместо Кременчугских КРАЗов
Когда НАК Энергоатом покупает подъемно-транспортное оборудование у американских и чешских производителей, а не в Краматорских СКМЗ и НКМЗ или Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО)
Когда Мининфраструктуры борется за списанные немецкие электрички вместо покупки новых у Крюковского вагоностроительного завода
Именно поэтому в поддержку "Покупай украинское, платы украинцам!" уже выступили все ключевые объединения бизнеса — УСПП, ФРУ, ТПП, за плечами которых более 80% ВВП Украины.

Для подготовки законопроекта № 7206 ко второму чтению считаю необходимым:

Провести правительственную "инвентаризацию" публичных закупок на предмет оценки импортной составляющей и потенциала импортозамещения по товарным категориям.
Совместно с производителями и экспертами разработать для дальнейшего утверждение перечня специализированных/неспециализированных закупок и проект Методики расчета локализации на основе формулы, предусмотренной законопроектом.
Установить обязательную поэтапную оплату/разумную подписку для высокотехнологичных товаров с длинным циклом производства (прежде всего, машиностроение), дифференцированную по видам продукции.
Ввести перспективное 3-5 годовое планирование государственных заказов для модернизации инфраструктуры вместо хаотических точечных закупок, искусственно "заточенных" под иностранных производителей.

По материалам: НВ.БИЗНЕС





Просмотров: 743
Другие новости