Компании

все компании

Юрий Корольчук: Что ждет рынок угля в 2019 году

4 грудня 2017 року, 16:35
Юрий Корольчук: Что ждет рынок угля в 2019 году
Каким будет курс Украины на формирование рынка угля, определит следующий 2018 год.

Не менее важными для этого является реализация следующих пунктов: остановка падения добычи угля, прежде всего на государственных шахтах, сокращение импорта угля и налаживания полноценной работы Национальной комиссии регулирования рынка электроэнергии и коммунальных услуг.

Однако, определяющей станет попытка установить именно рыночные механизмы, которые сделают невозможным дальнейшие манипуляции с ценами на угольный ресурс. А также избежать в Украине ситуации, когда на угольном рынке будут господствовать трейдеры, не формировать рынок, а попытаются выкупать украинский уголь по максимально дешевой цене и перепродавать его дороже. Некий искаженный вариант "купи-продай" в либеральном рынке. К такой ситуации может привести уход от определенных и понятных правил рыночного определения цены.
На такие прогнозы наталкивают дискуссии по формуле ценообразования, которая получила название "Роттердам+". Показательно, что в контексте уже почти полуторагодичных дебатов формула получила устойчивый образ "зла и коррупции". Даже рядовые граждане Украины также уверены, что до конца разобрались в «теме» и в большинстве своем считают, что формула "Роттердам+" несет в себе опасность тарифам именно для населения. Однако, как известно, своими знаниями "обычные" люди обязаны "профессионалам". И часто последние не до конца раскрывают "секреты" энергорынка.

Ну, для чего "небожителям" опускаться до "простолюдинов" и делиться с ними профессиональными хитростями? Например, что население не получает напрямую электроэнергию от ТЭС. Поэтому цены на энергоресурс для ТЭС не могут повлиять на повышение тарифов для граждан, а влияют только на тарифы для промышленных предприятий. А рост тарифов для промышленности на 10-15% может повлиять только на стоимость продукции этих предприятий. А это уже, как говорят политики, проблемы олигархов. 
Поэтому, например, рост стоимости угля и, как следствие, тарифов для промышленности приведет к сокращению доходов бизнес-групп.

Собственно, на сегодня угольный рынок не сформирован, а попытки его организовать наталкиваются на украинские "реалии". Такие, например, как три разные цены на уголь — для государственных шахт, для частных шахт и для импортных поставок угля. Такая ситуация создает почву для коррупционных действий.Именно на этом этапе цепочки "шахты-уголь-ТЭС-потребитель" будут в дальнейшем возникать трейдеры-посредники, которые будут покупать "по дешевке", а продавать "дорого" уголь для ТЭС.

Кстати, похожая проблема раньше была и рынка газа — до начала его реформы. Олигархи использовали близость к государственным компаниям и покупали газ для населения по льготной цене (на 60-70% дешевле), а дальше перепродавали его уже по рыночной цене для компаний. Именно это подтолкнуло МВФ фактически требовать реформирования энергетического рынка и взамен предоставлять Украине кредиты. Таким образом международные структуры пытаются достичь в Украине прозрачности и минимизации ручного регулирования цен.
Ведь цена угля государственных шахт, устанавливаемая Министерством топлива и энергетики, сегодня составляет 2425 грн/т, а цена угля по уже упоминавшейся формуле "Роттердам+" — 2113 грн/т, плюс — фактическая цена импортируемого угля. Если пойти по пути снижения цены для частных шахт, то никто не запретит трейдерам покупать уголь у частных шахт и продавать его как уголь из государственных шахт. Дополнительный "бонус" для трейдеров — купить уголь в Украине и продать его через биржу в Роттердаме. Конечно, трейдеры будут в плюсе и прибылях, а вот шахты в Украине останутся без инвестиций для развития добычи угля. Как всегда деньги "уйдут" из Украины и тогда даже не стоит мечтать об энергетической независимости. Поэтому все упирается в формирование прозрачных и понятных правил для всех рынков энергетики.


По материалам: НВ.БИЗНЕС





Просмотров: 693
Другие новости