Компании

все компании

Чем порадовала и удивила предыдущая неделя

2 жовтня 2017 року, 10:52
Тарифные войны Укрзализныци, "договорняк" на бензине и судьба Bitcoin.

1. Дорогой бензин. Начавшееся с 8 сентября подорожание бензина и дизтоплива, никак не может остановиться. Всего за 8–29 сентября цены на нефтепродукты в сетях АЗС выросли в среднем на 1,7 грн/л. По состоянию на пятницу А-92 стоит 25,56 грн/л, А-95 – 26,27 грн/л, ДТ – 23,60 грн/л.

Причин подорожания называют несколько: остановка на ремонт Мозырского НПЗ в Беларуси, мировой рост котировок на нефть и, набившие уже оскомину, проблемы в Укрзализныце по оперативной обработке грузов.

На текущей неделе происходящим наконец-то озаботился Антимонопольный комитет и уже начал подозревать операторов рынка в ценовом сговоре.

Но настоящая причина, как мне кажется, лежит в курсообразовании. Кабмин, представляя проект бюджета на следующий год, обнародовал расчетный курс гривни на 2018 год – 30,1 грн/долл. Эти 30 грн импортеры, и не только, "радостно" начали закладывать в свои финпланы и текущие цены. Запоздавшее оправдание правительства, что курс может таким и не быть, ситуацию не исправило. А литр бензина в Украине всегда стоит плюс/минус доллар, так что ценовой потолок определен.

2. Тарифные войны. Укрзализныця все не может успокоиться по поводу повышения своих тарифов на грузоперевозки с начала октября. Даже несмотря на то, что против этого выступили и участники рынка через ассоциации, и Госрегуляторслужба. И даже премьер Владимир Гройсман высказался против повышения на 22,5% и посоветовал умерить аппетиты.

И.о. предправления УЗ Евгений Кравцов продолжает настаивать на необходимости увеличения платы за перевозку грузов. Оно, в принципе, и не удивительно. На обещанную ему зарплату в $1 млн в год надо где-то брать средства. Последняя попытка руководства УЗ – привязать рост тарифов к индексу цен промышленных производителей с 2018 года.

По состоянию на конец недели, можно констатировать, что с 1 октября тарифы точно не изменятся. А дальнейшее повышение будет в пределах компромиссных 10-12%.

3. Альтернативное финансирование. Украина, похоже, смирилась с тем, что денег от МВФ ей пока не видать. Несмотря на то, что Фонд "простил" отказ провести земельную реформу, то есть мораторий на продажу земли пока не отменят, власти по-прежнему не могут найти компромисс с основным кредитором страны по другой ключевой реформе – пенсионной. Кабмин не хочет напрямую повышать пенсионный возраст и камуфлирует этот шаг минимальным стажем и очередным повышением цены на газ для населения.

Оптимизма нашей стороне добавляет недавнее привлечение на 15 лет $3 млрд на внешних рынках. Плюс, если финансирования со стороны МВФ не будет, то о реформах снова можно будет говорить, но не делать. Соответственно, Минфин всерьез озаботился и другими альтернативами траншей Фонда. В частности, собирается привлечь $1 млрд у Всемирного банка и €600 млн у ЕС. Тут, правда, надо мораторий на экспорт леса-кругляка снять.

Реакцию партнеров популярно озвучила посол США в Украине Мари Йованович: "Согласно нашему внутреннему анализу, выполнение программы МВФ критично для Украины". Предыдущий президент Украины тоже пытался МВФ "динамить". Закончилось это займом у России $3 млрд под непонятные обязательства.

4. Непонятые деньги. Национальный банк, в очередной раз, определился со статусом Bitcoin. Регулятор все-таки решил не признавать криптовалюты валютой и предупредил о рисках мошенничества.

Чувствую, что Bitcoin таки расколет финансовый мир. Сейчас в этой сфере бардак. Япония признала криптовалюты платежным средством, а Австралия в шаге от этого. Китай и Южная Корея, напротив, запретили оборот Bitcoin. Одни американские банкиры собираются свои криптовалюты запускать, другие считают Bitcoin рискованной лотереей.

Несмотря на трудности с определением статуса квази-денег, в Киеве на этой неделе за криптовалюту Etherеum впервые в Украине продали квартиру.

А финансовый комитет парламента все-таки решил законодательно урегулировать вопрос выпуска и оборота Bitcoin и его аналогов в Украине, и сейчас собирает мнения всех заинтересованных сторон.

5. Мобильные деньги 2.0. Дочернее предприятие lifecell – Paycell получило лицензию Национальной комиссии по регулированию в сфере рынков финансовых услуг и, соответственно, статус финансовой компании. Paycell намерен предоставлять услуги денежных переводов, кредитования, а также запустить электронные деньги.

Это уже не первый оператор мобильной связи, который хочет выйти на рынок финуслуг. Еще в конце прошлого года свою "дочку" Стармани на рынок вывел Киевстар. Нацбанк тогда лицензию на денежные переводы компании, конечно, выдал, но после этого начал успешно вставлять палки в колеса банковскому конкуренту. Так что, по сути, проект пока так и не стартовал. Возможно, у турков получится лучше.

По материалам: НВ





Просмотров: 773
Другие новости