Компании

все компании

Андрей Леденёв: Сельское хозяйство не будет моноформатным, но для развития села альтернативы фермерству нет, - Мартынюк

27 вересня 2017 року, 13:53
Первый заместитель министра агрополитики и продовольствия Украины Максим Мартынюк – о поддержке развития фермерства и аграрных составляющих госбюджета-2018.

Недавно правительство одобрило представленную Министерством аграрной политики и продовольствия концепцию госпрограммы развития фермерства в Украине.

Сама программа направлена на развитие малого и среднего бизнеса в селах, создание новых рабочих мест и на общее развитие сельских территорий. Реализация программы даст возможность в течение трех лет увеличить количество рабочих мест в селе впятеро.

Предполагается, что инструменты поддержки будут разделены на две группы – финансовые и земельные. При этом в финансовые будут включены удешевление кредитов, агрострахование и введение дотаций для новых фермерских хозяйств.

О том что какие перспективы открываются у фермеров благодаря реализации этой программы и какую выгоду от этого получит государство, в интервью НВ Бизнес рассказал Максим Мартынюк, первый заместитель министра агрополитики и продовольствия Украины. 

– Традиционно заигрывание с аграриями, которые составляют треть украинского электората – это удел политических партий. Но последние несколько месяцев интересы АПК представляет или пытается представлять Кабмин – принята Концепция развития фермерства, в бюджете заложены рекордные суммы поддержки. На какой фидбек рассчитывает правительство?

– Правительство впервые за историю украинской независимости четко сформулировало свои приоритеты в поддержке сельхозпроизводителей. Это вопрос не политической, а экономической и социальной целесообразности, причем вопрос, который с учетом угрожающих тенденций в украинском селе, перешел в статус неотложных.

Фермерство – это не просто один из видов предпринимательства. Это не просто малый бизнес, это еще и образ жизни, это определенная культура, которая имеет глубокие корни, и в силу своей специфики может стать основой социального и экономического устройства сельских территорий.

Поэтому мы рассчитываем, поддержав фермеров, получить эффект в виде возрождения села. Фермеры традиционно специализируются на нишевых высокомаржинальных видах  деятельности, которые сложно поддаются механизации. Садоводство, производство ягод, содержание крупного рогатого скота предполагают высокий уровень использования ручного труда. Если у нас в каждом селе будет 3- 4- 5 фермеров, которые создадут рабочие места, которые будут привлекать членов своей семьи к работе в сельском хозяйстве, то я более чем уверен, что такие села будут социально стабильными, они будут иметь потенциал к развитию и мы в итоге сломаем те негативные тенденции, которые сейчас существуют и в демографии, и в экономике сельской местности.

То есть развитие фермерства для правительства равно развитию сельской местности, поэтому и сделан акцент на поддержке этой категории сельхозпроизводителей. 

– Но такие программы и концепции поддержки, и развития фермерства существовали и раньше.

– Да, это не первый документ в Украине, который декларирует, что фермеры для нас важны, но это точно первый документ, который под этот тезис имеет четкое финансирование. В проекте бюджета на 2018 год предложено выделить на поддержку этой категории сельхозпроизводителей 1 млрд грн.

– По сравнению с прошлым годом, это много или мало?

– Это ровно на один миллиард больше, чем было.

– Цифра в 1 млрд грн сама по себе выглядит внушительно, но насколько она значима в масштабах отрасли?

– Даже если просто раздать их каждому из 33 тыс. фермерских хозяйств в Украине, то получится по чуть больше $1000 на каждое, что немало. Но в этом случае эта поддержка не будут эффективной.

У нас есть приоритеты и виденье, какие направления мы хотим поддержать. Это виденье будет прорабатываться и согласовываться с фермерской средой, в частности с Ассоциацией фермеров.

В связи с тем, что правительство перешло к трехлетнему бюджетному планированию, мы точно понимаем, что на ближайшие 3 года уровень поддержки развития фермерства будет сохраняться на уровне не ниже, чем в 2018 году.

Три года стабильной и прогнозируемой поддержки – это очень значимый фактор для развития отрасли и мы рассчитываем, что он даст позитивный эффект, выходящий за пределы АПК.  Ключевые индикаторы эффективности – увеличение рабочих мест (до 0,5 млн с нынешних 0,1 млн) и увеличение удельного веса продукции, которую производят фермерские хозяйства, в ВВП аграрной отрасли (с текущих 6-8% до 12%).  Также мы будем мониторить динамику технического переоснащения фермеров, повышение их производительности,  расширение площадей под нишевыми культурами и органикой, увеличение количества фермерских хозяйств, в том числе путем перехода хозяйств населения в этот статус.

Правительство достаточно гибкое в плане трансформаций программ поддержки. Мы сможем корректировать их перечень и наполнение, если увидим неэффективность, или получим фидбек от фермеров об их неактуальности.

– То есть вы считаете фермерство единственно правильным форматом для украинского сельского хозяйства?

– Сельское хозяйство не будет моноформатным.  Мы не говорим о том, что агрохолдинги надо как-то расформировать и заменить всех фермерами. Потенциал индустриализованного сельскохозяйственного производства, безусловно, должен реализоваться.

Но мы должны поддерживать фермерство как основу развития сельских территорий. И здесь, действительно, альтернативы нет.

– Вы довольны объемом финансирования для АПК, который предложен проектом госбюджета на 2018 год?

– На этот вопрос редко отвечают положительно, но на самом деле – да, доволен, так как финансирование: а) рекордное; б) концентрировано на наиболее проблемных отраслях.

Это очень позитивное отступление от украинской традиции дать всем по чуть-чуть, не считаясь с эффективностью такой поддержки. 

– На каких отраслях будет сосредоточена бюджетная поддержка в 2018 году?

– Треть всей суммы – 2,3 млрд грн – это программы поддержки животноводства. Возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным на строительство животноводческих комплексов, или на частичное возмещение стоимости уже построенных ферм.  0,3 млн гривен предусмотрено на удешевление приобретения высокопродуктивного поголовья. Также, в контексте АЧС, будут частично  компенсированы затраты на проведение мероприятий по биобезопасности или повышению ее уровня.

1 млрд грн получат фермеры. Почти столько же пойдет на частичную компенсацию стоимости приобретения отечественной сельхозтехники. 2 млрд грн направлены на программу бюджетной дотации для сельхозпроизводителей.

В бюджете-2017 на АПК было меньше денег, но больше программ. Не все они были достаточно эффективными. На следующий год правительство сознательно не рассеивает финансовый ресурс, он концентрированно направлен на поддержку животноводческой отрасли. Это позволит существенно насытить внутренний рынок и нарастить свои экспортные возможности.

– Уже определено, как именно будут распределяться эти рекордные суммы?

– Планируется, что в части фермерских программ, основным инструментарием распределения средств будет Государственный фонд поддержки фермерства. Сами механизмы [получения дотаций] будут максимально упрощены, автоматизированы и прозрачны. Ассоциация фермеров будет выступать своеобразным аудитором распределения этой помощи.

Значительная часть средств будет направлена на поддержку фермеров через поддержку их кооперации. Это касается в основном сегментов переработки продукции. Опыт европейских стран показывает, что небольшому сельхозпроизводителю без объединения с другими фермерами достичь даже средней по отрасли эффективности очень сложно.

По программе бюджетной дотации действует автоматический режим, что полностью исключает воздействие человеческого фактора. Механизм простой: сколько заплатил [НДС], столько предъявил к получению дотаций, расчет идет автоматически. Поэтому я думаю, что этот принцип останется в следующем году.

Поскольку проект закона о бюджете внесен вовремя, у нас есть 2-3 месяца для того, чтобы наполнить программы поддержки конкретными алгоритмами. Но поддержка будет идти туда, где с ее помощью можно создать точки роста для отрасли и экономики.  Это органическое производство, садоводство, овощеводство, животноводство.

– Не могу не спросить об урожае. На какой результат выходят сельхозпроизводители и какой ресурс для экспорта будет у Украины?

– По большому счету, общая картина мало отличается от прошлогодней. Минагрополитики неоднократно обнародовало прогноз урожая 61-63 млн тонн. На сегодняшний день у меня отсутствуют основания этот прогноз корректировать. Но нужно учитывать, что уборка кукурузы только начинается, и здесь возможны колебания как в одну, так и в другую сторону от прогноза (27 млн тонн), а это значительная часть урожая. Прогноз экспорта мы также сохраняем на прошлогодней отметке, но опять же с оговоркой – «пока».

Что касается внутреннего потребления, то Украина полностью обеспечена зерном всех категорий. Даже ржи – культуры, которая имеет низкую урожайность и которую мы традиционно докупали из-за рубежа, в 2017 году выращено на уровне спроса  (490 тыс. тонн).Поэтому по основным продовольственным позициям я прогнозирую стабильность цен.

– Вас не смущает, что два крупнейших государственных игрока в агросекторе – ГПЗКУ и Укрспирт – уже много месяцев работают без руководителей?

– Вы назвали два самых проблемных актива, которые есть у нас в управлении. Назначение руководителей в эти компании, относящиеся к особо крупным, происходит в соответствии с постановлением №777 через номинационный комитет Минэкономики. Недавно была определена первая волна госпредприятий, руководители которых будут отбираться по новой процедуре. По предложению Минагрополитики, в эту первую волну вошли и Укрспирт, и ГПЗКУ. Мы надеемся, что конкурсы будут проведены до конца текущего года.

Стратегически государство заинтересовано в приватизации этих предприятий. Только при этом условии они перестанут быть источником каких-то неправомерных доходов для различных групп влияния.

По материалам: НВ





Просмотров: 758
Другие новости