Виталий Каценельсон: Кризис ритейла в США. Кто виноват и что делать

11 августа 2017 года, 10:36

Американцы тратят деньги на гаджеты, а не одежду

Несмотря на рост экономики, дела у розничного бизнеса идут плохо. А перспективы ритейла выглядят и вовсе ужасно: продажи застопорились, а доходность падает с каждым кварталом.

Однако обвинять в этом Джеффа Безоса и его интернет-компанию Amazon.com неуместно. Онлайн-продажи сейчас составляют 8,5% от общего объема розничных продаж. Общий объем розничных продаж в США по итогам 2016 года составил $5,5 трлн, из них всего $80 млрд у Amazon. Но мы ведь всегда пытаемся найти простое объяснение тому, что ритейл терпит убытки.

Наши потребности и предпочтения в сфере потребления сильно изменились. 10 лет назад мы не тратили столько денег на мобильные телефоны. До появления iPhone лидером продаж была Nokia. Общий объем рынка телефонов в США в 2006 году приближался к цифре в $10 млрд.

С 2006 года доходы людей особ не изменились. Но за последние 10 лет расходы на покупку мобильников выросли до $190 млрд.  

Дальше – ещё интереснее. Если в 2006 году мобильный телефон считался роскошью, и позволить его себе могли только взрослые обеспеченные люди, то сегодня iPhone есть даже у 7-летних. За последнее десятилетие только в нашей семье траты на мобильную связь выросли вдвое.

В конце концов, IT-миллиардеры ходят на работу в толстовках и шлепанцах

Чтобы не утомлять вас слишком большим количеством данных, отмечу, что примерно $340 млрд из тех, что тратят американцы на мобильные телефоны и связь, могут пойти на футболки и обувь. Но этого не происходит.

Нынешнее поколение сейчас не очень заботится об одежде и своем внешнем виде, как это было 10 лет назад.  В конце концов, IT-миллиардеры ходят на работу в толстовках и шлепанцах. И отсутствие у них чувства моды вовсе не мешает их успеху. Так почему же мы должны заботиться о дресс-коде?

В 90-е годы нам (ура!) разрешили по пятницам носить на работу джинсы. Прошло всего 20 лет, и мы носим их постоянно. Костюмы? Только, чтобы угодить старомодным клиентам или произвести впечатление на собеседовании.  Да, потребительские привычки изменились. И теперь мы меньше уделяем внимания одежде, и больше – новым гаджетам.

Отсюда и печальная реальность. В США слишком много розничных магазинов – в 4-5 раз больше на душу населения, чем в любой другой развитой стране. Этот «мыльный пузырь» был создан для другого потребителя – того, кто жил в девяностых и нулевых годах, привык брать кредиты и относить деньги в местный торговый центр.

Сегодня, особенно после кризиса, американский покупатель не так активно пользуется кредитами, старается погасить свои долги, тратит деньги на новые предметы первой необходимости, такие как айфоны, и готов платить больше за медицинские услуги.

Да, Amazon и онлайн-продажи имеют значение. Десять лет назад в Интернете совершалось всего 2,5% розничных продаж, а сегодня это число составляет 8,5% - около $300 млрд. Но, как вы видите, это лишь одна часть очень сложной розничной системы.

Поэтому Amazon (и вообще онлайн-продажи) – не единственный виновник того, что розничная торговля находится в кризисе. Нужно учитывать все факторы в этом «треугольнике»: потребительские привычки, перегруженность США розничными магазинами, готовность покупателей тратить деньги.

Сегодня ритейл требует новых подходов от инвесторов. Уоррен Баффет как-то сказал: «Я стремлюсь покупать акции в таком бизнесе, управлять которым сможет даже идиот. Потому что, рано или поздно, такой идиот появится». Успешным розничным бизнесом в современном мире не могут управлять идиоты. Здесь нужны другие качества – те, которые есть у Джеффа Безоса, – способность, прежде всего, думать о покупателе и здраво оценивать свои перспективы.


По материалам: НВ





Просмотров: 1281

Компании

все компании