Компании

все компании

Модернизация ради экспорта. Как Евросоюз становится главным торговым партнером Украины

31 липня 2017 року, 10:39

После запуска свободной зоны торговли с Евросоюзом в 2014 году украинский экспорт в этом направлении неуклонно растет - по итогам первых четырех месяцев 2014 года на ЕС приходится 38% всего экспорта Украины.

Европейский союз стал главным рынком сбыта не только для мелких фермеров. Закрытие российского рынка для украинских товаров привело к тому, что уже и крупный отечественный бизнес переориентировал продажи на Запад. И сейчас в денежном отношении он намного больше зависит от ЕС, чем от РФ, пишет журнал Новое время.

Что продает Украина

Показательный пример - металлургия. “Для нас сегодня домашним рынком является Европа, куда мы продаем 40% своей продукции, - рассказывает Юрий Рыженков, гендиректор Метинвест Холдинга, крупнейшей металлургической компании страны. - Это основной рынок поставки наших товаров, где мы усиленно ищем клиентов и боремся за них”. В Россию Метинвест поставляет лишь 10% своей продукции, хотя ранее эта доля была вдвое больше.

По словам гендиректора Метинвест Холдинга Юрия Рыженкова, 40% экспорта этой компании приходится на ЕС / metinvestholding.com

Агропоставками, а также продажей в ЕС древесины и так называемой новой продукции машиностроения Украина смогла возместить даже потери металлургического и “старого” машиностроительного экспорта, говорит Вероника Мовчан, директор по научной работе Центра экономических исследований. Она поясняет: новая продукция машиностроения - это автомобильные детали и комплектующие для аудио- и видеотехники. Их производят на заводах Западной Украины, открытых международными компаниями. Количество таких предприятий с 2014 года растет. “Для европейцев выгодно переносить производства отдельных деталей в Украину, где дешевая и квалифицированная рабочая сила, - поясняет Мовчан. - И нам на руку встраивание в цепочку европейского производства”.

Причины успеха

Одна из причин успеха - автономные торговые преференции, которые Евросоюз предоставил Украине. “Благодаря им мы начали торговать товарами [с ЕС], которые раньше не реализовывали на эти рынки, - говорит Любовь Акуленко, исполнительный директор Украинского центра европейской политики. - Начали завозить в страны Евросоюза мед, молочные продукты, томатную пасту, яблочный сок”.

Соглашение об ассоциации стало толчком для наращивания экспортных поставок сельскохозяйственной продукции не только в ЕС, но и в Индию, Турцию, Иран, Египет, Тунис и Марокко. Получается, что выход на рынки Европы помог еще больше диверсифицировать торговые потоки и расширить географию экспорта, отмечает замминистра экономразвития Наталья Микольская.

Соглашение об ассоциации стало толчком для роста экспорта сельхозпродукции не только в ЕС, но и в Индию, Турцию, Иран, Египет, Тунис и Марокко - Наталья Микольская / Фото: Наталья Кравчук

Однако чтобы закрепиться на европейских рынках, украинским экспортерам приходится серьезно работать.

Высокие стандарты заставляют украинцев - и не только небольших фермеров, но и крупные компании - модернизировать свои производства. И это также дает положительный эффект.

Так, компания Укравто ради поставок своих автобусов в ЕС модернизировала их до экологических стандартов Евро-5 и Евро-6. Для этого украинцы специально готовили производство и прошли сертификацию, на которую потратили $ 110 тыс. В такую же сумму Укравто обошлись европейские сертификаты для выпускаемых корпорацией легковых автомобилей. Благодаря этому они уже продали в Польшу 14 автобусов.

Квоты и антидемпинговые меры

Несмотря на общую позитивную тенденцию в торговых отношениях Европы и Украины, в этой сфере еще много проблем. 

Так, лоббисты европейских производителей уже добились того, что Еврокомиссия продлила беспошлинные квоты на поставки продукции из Украины. И хотя объем некоторых все же увеличили, к июню украинская сторона уже исчерпала существенную их часть.

Кроме того, ЕС ввел антидемпинговые меры по отношению к отечественным бесшовным трубам и начал расследование в отношении металлопроката. Если санкции к последнему продукту все же последуют, это ударит не только по конкретным производителям, но и по всей национальной экономике. Ведь металлопрокат занимает существенную долю в экспортной корзине. 

Кроме того, украинским товарам сложно попасть на европейский рынок: у них нет хорошей истории, их не “подсвечивает” хорошая репутация государства. “Для большинства стран, кроме Польши, мы просто неизвестное государство с неизвестным товаром, - разводит руками Акуленко. - Поэтому многие отечественные компании боятся заходить [в ЕС] под брендом Украины”. Она считает, что эту задачу должно решать Минэкономразвития.


По материалам: НВ


теги: экспорт, ЕС



Просмотров: 597
Другие новости