Компании

все компании

Дарья Кузнецова: "Убыточный" экспорт

13 червня 2017 року, 17:04
Экспорт товаров по цене ниже себестоимости: налоговые и юридические последствия.

Исторически так сложилось, что особое внимание налоговые органы уделяют экспорту товаров ниже себестоимости или ниже цены приобретения. Почему? Все дело в том, что налоговики считают, что раз компания экспортирует товар себе в убыток, значит: что-то здесь не так, и где-то обязательно кроется налоговая схема. В чем же основные риски такого «убыточного» экспорта, рассмотрим ниже.

Что у вас там с НДС?

Налоговые органы могут заявить, что такие бесприбыльные экспортные операции не соответствуют концепции «деловой цели» и на основании этого отказать в бюджетном возмещении НДС. Нам известен ряд судебных разбирательств, в которых налоговики занимали именно такую позицию. Однако, судьи становились на сторону налогоплательщиков основываясь на том, что это абсолютно нормально не получать прибыль от некоторых хозяйственных операций, если такие операции не влияют на общую прибыльность компании. [1]

Для подтверждения своей «деловой цели» рекомендуется тщательно составлять все документы, подтверждающие экономическую обоснованность такого экспорта: договора поставки, налоговые накладные, таможенные декларации и другие документы, например, подтверждение аналогичных цен на экспортируемом рынке или маркетинговую политику выхода на новый рынок. Также, исходя из специфики каждой ситуации, могут быть дополнительные аргументы в пользу компании, например, временный характер «убыточных» операций.

Помимо отказа в бюджетном возмещении, существует риск доначисления НДС обязательств. На каких основаниях? Давайте разберемся.

По общим правилам, база начисления НДС не может быть ниже уровня «обычных цен» для самостоятельно изготовленных товаров или ниже цены их приобретения. Если так случается, что компания продает товар дешевле, то она обязана зарегистрировать НДС накладную и сама себе доначислить 20% НДС на разницу между ценой реализации и «обычной ценой»/ценой приобретения.

Казалось бы, что, поскольку ставка НДС при экспорте составляет 0%, то никакой необходимости регистрировать дополнительную НДС накладную и, тем более, доначислять себе 0 гривен НДС на разницу нет. Однако, у налоговых органов свое мнение на этот счет.

Так, в недавнем судебном разбирательстве [2], налоговики настаивали на том, что та самая разница между «обычными ценами»/ценой приобретения и фактической ценой экспортируемого товара не входит в стоимость таких экспортируемых товаров и, следовательно, не считается экспортной сделкой. А раз эта «разница» - не экспорт, то она должна дополнительно налогооблагаться НДС по ставке 20%.

Судебная практика относительно такого подхода только начинает формироваться и упомянутое судебное дело, на сегодня, находится в стадии апелляции. Однако, мы считаем такой подход налоговых органов необоснованным, поскольку нигде в законодательстве не прописано необходимость, или даже возможность, применять разные ставки (20% и 0%) к одной экспортной операции.

Экспорт связанному лицу: проверим ТЦО и откорректируем налог на прибыль?

Если компания экспортирует товар другой компании (связанному лицу), что является распространённой практикой, и при этом операция подпадает под критерии контролируемой, стоит дважды убедиться, что цена при экспорте соответствует принципу «вытянутой руки».

Если коротко, то до тех пор, пока компания экспортирует товары связанным лицам (пусть и себе в убыток) но по ценам, соответствующим принципу «вытянутой руки», никаких рисков доначисления суммы налога на прибыль быть не должно.

Директор ответит нам за все.

При отказе в бюджетном возмещении НДС или доначислении обязательств по налогу на прибыль, у компании возникает недоплата по уплаченным налогам. В таком случае, для директора и главного бухгалтера компании наступает юридическая ответственность – административная или, если сумма недоплаченных налогов превышает 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, уголовная. Однако, тогда станет вопрос доказывания правоохранительными органами наличия умысла, т.е. того факта, что директор и бухгалтер имели намерение совершить уклонение от уплаты налогов. Как мы уже приводили пример ранее с НДС, если «убыточные» поставки носили временный и объективный характер (этому есть документальное подтверждение) и не повлияли на общую прибыльность компании, то правоохранительным органам будет явно тяжело доказать наличие умысла.

Выводы.

«Убыточный» экспорт имеет свои риски и может принести компании проблемы, описанные выше. Однако, при грамотном планировании и документировании такие риски могут быть снижены до нуля.



[1] Постановление ВАСУ от 16.02.2016 в деле № К/800/25376/15 и Постановление ВСУ от 01.04.2008 в деле №21-2224во07

[2] Постановление Сумского окружного административного суда от 06.03.2017 в деле №818/84/17


По материалам: НВ




Просмотров: 1624
Другие новости