Компании

все компании

Александр Трохимец: Почему не возможен рынок электроэнергии

13 червня 2017 року, 16:33
Украину ждет новая реформа. На этот раз – в электроэнергетике. И коснется она каждого украинца.

Станет лучше от внедрения так называемого «рынка электроэнергии», или хуже – покажет время. А сейчас можем лишь анализировать события и документы, чтобы спрогнозировать, что же будет.

Реформаторы, конечно же, агитировали за проект Закона Украины «О рынке электрической энергии», который уже стал законом. Аргументы привычные – это европейская практика, это обязательства, которые приняла на себя Украина, подписав Соглашение с ЕС и другие международные документы и т. д. и т. п. Эти же реформаторы, которые так активно лоббировали упомянутый законопроект, утверждают, что внедрение «свободного» рынка электрической энергии в перспективе снизит цену электроэнергии для населения в частности. Хотя каким образом возможно такое снижение и как оно соответствует заявлениям руководителя НКРЭКУ Дмитрия Вовка о том, что цена на электроэнергию для населения сегодня не рыночная – неизвестно.

Конкуренция, в классическом понимании – это соперничество двух, или более, однородных субъектов рынка за право покупать или продавать одинаковый товар на этом самом рынке. Рынок электроэнергии очень специфичен. И главная его специфика – это отсутствие возможности производства товара (электроэнергии) на склад – то есть на будущее. Это означает, что производители вырабатывают ровно столько электрической энергии за единицу времени, сколько ее необходимо для потребления за эту самую единицу времени. То есть производители электроэнергии (генерирующие электростанции) работают в соответстветствии с определенным графиком, который диктуется потреблением и называется в энергетике – «суточный график нагрузок».

Этот график неоднороден на протяжении суток – утром и вечером он характеризируется так называемыми «пиками» - то есть ростом нагрузок на электроэнергетическую систему, а ночью – наоборот – провал нагрузок. Наименьшее значение электрической мощности на протяжении суток называется «базовой нагрузкой».

В Украине есть четыре вида электростанций, которые вырабатывают электрическую энергию: атомные, тепловые, гидро и работающие на возобновляемых источниках энергии (в свою очередь делятся на ветроэлектростанции, солнечные и биоэлектростанции). У каждого вида генерации своя себестоимость производства товара (электроэнергии), с которой он может выйти на рынок. Самая дешевая электроэнергия – атомная и гидро, потом – сгенерированная на теплоэлектростанциях, а самая дорогая – выработанная на электростанциях, работающих на возобновляемых источниках энергии.

До сегодняшнего дня модель рынка электроэнергии упрощенно можно описать так. Вся электроэнергия, сгенерированная на всех электростанциях со своей себестоимостью производства, «сливалась» в единый виртуальный котел. В этом котле, зависимо от количества каждого вида электроэнергии, формировалась единая цена на данный вид товара. Называется она «оптово-розничная цена». Упрощенно можно представить, что такая цена формируется как среднее арифметическое значение.

Котел, в который «сливается» электроэнергия, и в котором формируется единая цена, называется Энергорынок. Это государственное предприятие, которое подчиняется Кабинету Министров Украины, и которое работает в режиме автоматического алгоритма сбора и распределения денег между производителями и распределительными региональными компаниями (облэнерго). Оно не является самостоятельным субъектом рынка, который мог бы формировать спрос или предложение на товар или определять цену на него. Единственная его функция – сбор денег от розничных продавцов электроэнергии и распределение ее между производителями.

При этом следует отметить, что доступа к деньгам на счетах данное предприятие не имеет, потому что все взаиморасчеты происходят в автоматическом режиме по определенному алгоритму. Алгоритм и оптово-розничную цену для ГП Энергорынок утверждает другой государственный орган – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Очевидно, утверждение реформаторов о том, что сегодня на рынке электроэнергии работает один монопольный покупатель в лице ГП Энергорынок, не соответсвует действительности. ГП Энергорынок призвано выравнивать перекосы и обезопасить от злоупотреблений, которые непременно возникнут, если рынок электроэнергии отпустить в свободное плавание. Тем более, мы уже имеем опыт «свободного» рынка электроэнергии – в 90-х годах, который чуть не привел к разбалансированию и развалу энергосистемы Украины.

Теперь вернемся к суточному графику нагрузок.

Электроэнергетическая система на самом деле никогда не была отдельно украинской. Она строилась, начиная с 60-х годов прошлого века и была частью советской электроэнергетической системы. И построена была так, что большая атомная генерация, работая равномерным графиком, днем обеспечивала потребителей Украинской, Белоруской, Молдавской и части Российской ССР, граничащих с Украинской ССР, а ночью, когда в этих регионах провал нагрузок – электроэнергия потреблялась жителями других часовых поясов. Это наиболее экономически целесообразная модель работы электроэнергетики того времени.

После распада Советского Союза появились лишь географические границы. При этом электроэнергетическая система работала в привычном для себя режиме, как и при Советском Союзе. Следует отметить, что электроэнергетические системы Украины, Беларуси, Молдовы и России синхронизированы (то есть работают как единое целое) до сих пор.

Однако, со временем, вопрос пиковых нагрузок необходимо было решать внутри страны. Сегодня так называемые «пики» берут на себя тепловые электростанции. Технологически нагрузку атомных электростанций нельзя регулировать на протяжении коротких отрезков времени (например – на протяжении суток), а тепловых – можно. Эта способность тепловых энергоблоков называется «маневренная способность». Поэтому атомные энергоблоки нагружаются до базовой потребности в мощности суточного графика, а тепловые и гидрогенерация – работают в пиковых нагрузках.

Это техническая составляющая работы электроэнергетической системы. И никакие реформы и законы, проголосованные в Верховной Раде, ее не изменят.

Теперь рассмотрим, возможна ли конкуренция на рынке электроэнергетики. Тут можно выделить два принципа: технологический и территориальный.

Согласно технологическому принципу, из описаного выше уже понятно, что «базовую» и «пиковую» нагрузку можно рассматривать как два отдельные сегмента рынка. Базовую нагрузку, как уже говорилось, обеспечивает атомная генерация, которая вырабатывает самую дешевую электроэнергию. Никакой другой вид генерации не сможет конкурировать в этом сегменте из-за значительно большей себестоимости товара. Значит, конкурировать может лишь субъект, который владеет другой атомной электростанцией. Но все атомные электростанции принадлежат государству – в лице НАЭК Энергоатом. Более того – атомными электростанциями в Украине может владеть лишь государство. Поэтому в сегменте атомной генерации конкуренции не было и не будет.

Идем дальше – рассмотрим сегмент пиковых нагрузок. Как уже говорилось, этот вид нагрузок обеспечивается тепловыми и гидроэлектростанциями. Атомные не смогут войти на этот сегмент из-за своих технологических особенностей – отсутствия возможности оперативного регулирования нагрузок. Более 70% мощностей тепловых электростанций принадлежит частным компаниям (в основном – ДТЭК), остальные – государству. Поэтому и в этом сегменте конкуренции не предусматривается.

Проанализировав технологический принцип рынка электроэнергии, можно уверенно утверждать – никакой конкуренции среди производителей электрической энергии не было и не будет. А если нет конкуренции в начале производственной цепочки – в производстве товара, то говорить о любой конкуренции на рынке, который имеет все признаки монополии – фарисейство и обман.

Существует также территориальный принцип. Электроэнергетическая система Украины – это совокупность электростанций (в основном большой мощности) и региональных распределительных сетей напряжением 0,4-110 кВ (облэнерго), связанных между собой магистральными сетями электропередач напряжением 220-750 кВ. Существует понятие в энергетике – «нормальный режим работы системы». Он характеризуется исправностью всех ее элементов. Это наиболее экономически выгодный режим работы.

Однако, бывает, когда определенные элементы сети отключаются (энергоблок на электростанции, трансформаторная подстанция или линия электропередач) из-за необходимости проведения ремонтных работ или аварии. В таком случает для обеспечения электроэнергией потребителей вводится в действие «послеаварийный режим работы». Технически можно доставить электроэнергию, произведенную на электростанции в западной части страны, потребителям восточных регионов. Но экономически целесообразнее, когда потребляется электроэнергия, произведенная рядом.

Это и есть территориальный принцип. Не будут электростанции даже одного вида генерации конкурировать между собой в разных регионах. Так же, как хлебзавод Чернигова не может быть конкурентом во Львове.

Реформаторы обещают, что принятый ими Закон «О рынке электрической энергии» откроет двери инвесторам, которые придут в Украину строить новые генерирующие мощности.

Не придут! И причин тому несколько.

Во-первых, дефицита мощностей в стране нет и в ближайшее время не предусматривается. Существующие электростанции способны обеспечить увеличение потребления электроэнергии. Но, исходя из экономического спада в Украине, рост потребления электроэнергии в стране маловероятен.

Во-вторых, исходя из описанных выше двух принципов, а особенно из-за территориального, строительство новых электростанций маловероятно. Не будут строить новые атомные или тепловые электростанции большой мощности рядом с уже существующими. А строительство маломощных при условии присутствия наличия станций большой мощности нецелесообразно – стоимость единицы произведенной продукции будет неконкурентоспособной.

В-третьих, в Украине очень высокий уровень рейдерства и коррупции. Конечно же, при таких условиях, никакой инвестор не будет вкладывать миллиарды долларов в проект, срок строительства которого составляет 7-15 лет, а срок окупаемости – и того больше.

Как становится понятным, принятие Закона «О рынке электрической энергии» не сделает рынок электроэнергии конкурентным. Вместо этого данный Закон создал две опасные вещи.

Во-первых, фактически ликвидируется Энергорынок. Вследствие этого дешевая электроэнергия пойдет по двусторонним контрактам большим предприятиям, а населению – то, что останется. При этом у населения не будет никаких компенсаторов и предохранителей от роста цен на электроэнергию.

Во-вторых, стоимость генерации выведена из-под государственного регулирования. Это означает, что каждая электростанция может устанавливать любую цену и она будет законна. Таким же образом в свое время была выведена стоимость добычи газа Законом «О рынке природного газа». Последствия в виде повышения тарифов на газ и тепло в несколько раз мы уже увидели.

Несмотря на лозунги евроинтеграции, реформа в электроэнергетике лишь на словах является реформой. На самом деле – это преступление, которое вредит в первую очередь украинскому народу, а посему – национальным интересам.

По материалам: НВ





Просмотров: 930
Другие новости