Компании

все компании

Айварас Абрамавичус: Украине нужна правильная земельная реформа

24 квітня 2017 року, 13:59
2017-й – последний год, когда можно провести земельную реформу. Следующий шанс появится лишь после президентских и парламентских выборов

Текст написан в соавторстве с народным депутатом (БПП) Алексеем Мушаком 

Во многом именно в ответ на условия МВФ Украина оказалась на пороге земельной реформы, возможно, самой масштабной и важной реформы на сегодняшний день. Однако концепция, предложенная премьер-министром Владимиром Гройсманом, вряд ли получит поддержку как сельскохозяйственного сектора, так и парламента. В силу своих ограничений она попросту не сможет оказать значительное влияние на экономику, и хорошая возможность вновь будет упущена. Гораздо более многообещающий вариант сейчас обсуждается законодателями, но вопрос в том, получит ли он развитие.

План правительства разрешает покупать землю только частным лицам и только до 200 га на человека. Парламент, скорее всего, отвергнет эту концепцию, игнорируя тот факт, что аграрный сектор Украины не сможет стать конкурентоспособным с ограничением до 200 га на человека, которые к тому же нельзя использовать в качестве банковского залога. Сельскохозяйственный бизнес в Украине переживал немало взлетов и падений; и все же некоторые компании мирового класса в нашей стране родом как раз из этого сектора. Вместо того чтобы ставить под угрозу их достижения, разумнее использовать их опыт.

В Украине двадцать четыре миллиона гектаров земли обрабатываются тысячами сельскохозяйственных компаний, арендующих от 1000 гектаров и более. Многие из них инвестировали серьезные капиталы в местную инфраструктуру, в новые технологии для улучшения качества земли и достижения рекордного уровня урожайности. Эти крупные компании и их коллеги-фермеры видят в земельной реформе как огромные риски, так и захватывающие возможности, в зависимости от финального варианта реформы. Их голоса должны быть услышаны.
Но предлагаемые ограничения не смогут привлечь ни дополнительное банковское финансирование, ни прямые иностранные инвестиции. Поэтому инициатива Гройсмана хоть и является долгожданным шагом в правильном направлении, он должен быть более смелым, чтобы достичь успеха.

Важно не забывать об одном принципе: чем больше ограничений, тем ниже начальная цена. Это противоречит идее максимизации стоимости земли для тех, кто лишен законного права продавать свою землю в течение шестнадцати лет. В системе с чрезмерными ограничениями будут процветать изворотливые дельцы, которые всегда блестяще обходили запреты в отраслях со слабым правовым регулированием.

В качестве альтернативы инициативе правительства, около 25 депутатов планируют предложить либеральную модель рынка в мае 2017 года. Проект под названием «Об обороте сельскохозяйственных земель» будет основываться на следующих идеях:

1. Теневой рынок земли уже существует, но он несправедлив и искажен. Чтобы исправить эти злоупотребления, запуск свободного рынка должен происходить как можно быстрее.

2. Главным приоритетом реформы должны быть интересы семи миллионов землевладельцев. Лучший способ добиться этого – максимизировать цену земли.

3. Время настало. 2017 год – последний год, когда можно будет провести эту реформу. Следующий шанс появится в лучшем случае в 2020-2021 годах после президентских и парламентских выборов.

Законопроект откроет рынок для физических и юридических лиц, зарегистрированных в Украине, начиная с 1 января 2018 года. Предлагаются концентрационные ограничения: 20% на районном уровне (примерно 20 000 гектаров), 9% на региональном уровне (около 110 000 гектаров), и 1% на государственном уровне (приблизительно 400 000 гектаров). Все транзакции будут осуществляться с использованием системы электронных аукционов, чтобы избежать различных злоупотреблений. Договоры аренды, подписанные до продажи, должны соблюдаться до конца срока своего действия. Минимальная начальная цена будет установлена на уровне нормативной денежной оценки земли, которая в зависимости от региона составляет $900-$1300 за гектар. Предполагаемая средняя цена составит $1500 за гектар, исходя из текущих сделок на сером рынке.

Наряду с законом будет представлен пакет законопроектов, в которых основное внимание уделено консолидации на местах (антирейдерство), поддержке малых фермеров и запуску различных финансовых инструментов, давно являющихся нормой в других странах, но новых для Украины. Коммерческие банки также должны быть готовы к предлагаемому законопроекту о защите прав кредиторов, который может открыть шлюзы для более широкого финансирования сектора. Все это поможет избежать хаоса во время процесса земельной либерализации и откроет весь потенциал сектора.

Предложенная концепция окажет положительное влияние на страну и потенциально даст впечатляющие результаты. В первый год после открытия рынка ожидается, что в государственный бюджет добавится $1,5-$2 млрд. благодаря продаже одного миллиона гектаров государственных земель, которые в данный момент используются неэффективно. Через два-три года после открытия рынка инвестиции в сельскохозяйственный сектор, как ожидается, возрастут до $10 млрд. И со временем появится дополнительный высоколиквидный ипотечный рынок стоимостью $45 млрд, который стабилизирует банковскую систему Украины.

Земельная реформа имеет решающее значение для стимулирования столь необходимого экономического роста в Украине. Либеральная реформа приведет к тому, что граждане страны, наконец, воспользуются своим конституционным правом на покупку, продажу и использование своей земли; государство получит существенный дополнительный доход; сельскохозяйственные компании и фермеры мобилизуют дополнительные инвестиции для дальнейшего укрепления позиции Украины как «житницы Европы»; а коммерческие банки, наконец, получат отличный залоговый вариант, который позволит им начать долгосрочное финансирование других секторов экономики. Выигрывают все. Но сейчас важно выбрать окончательную модель реформы.



По материалам: НВ





Просмотров: 754
Другие новости