Компании

все компании

Тимур Хромаев: Европейские правила на финансовом рынке

19 квітня 2017 року, 20:03
Изменение законодательства и правил на финансовом рынке, вопрос сложный, не популярный, не понятный широкому кругу читателей, но это не делает его менее важным для развития нашей экономики.

Именно поэтому дискуссия о необходимых изменениях не должна оставаться прерогативой только финансовых экспертов. Хотелось бы привлечь к ней потенциальных инвесторов, доверие которых мы должны вернуть.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг прочно застряла в 90-х годах. Регулятор рынка – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – много лет выполняет банальные регистрационные функции, не обладая полномочиями осуществления реального надзора за рынком, противодействия нарушениям с ценными бумагами и защиты прав инвесторов. В то же время существует огромный вал проблем – наследие приватизационных процессов 90-х годов, ассиметричная система раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг, проблема качества активов, которые торгуются на рынке, качества торгов и т.д. Проблему качества активов частично удалось решить в результате очищения рынка от ценных бумаг сомнительного качества, тех эмитентов, которые не осуществляют каких-либо реальных производственных процессов.

Для комплексного решения большинства этих проблем был разработан законопроект «О защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала» (регистрационный номер 6303). 6 апреля документ был зарегистрирован в Верховной Раде группой народных депутатов финансово-банковского комитета и комитета по экономической политике.

Этот законопроект многие уже переименовали в «законопроект о регуляторе рынка ценных бумаг», потому что он на 80% состоит из норм, которые касаются деятельности именно регулятора этого рынка.

Законопроект определяет полномочия регулятора, статус, делает его более независимым от политического влияния и от влияния других государственных органов, устанавливает ответственность за принятые им решения, вводит прозрачные механизмы назначения и снятия его руководства, дает полномочия сотрудничать с регуляторами других стран (чего раньше вообще не было в нашем законодательстве), вводит более эффективные и прозрачные механизмы оценивания субъектов рынка, проверок, рассмотрения дел и многое другое. Он закладывает в законодательство все то, что должно было быть заложено много лет назад, когда рынок только создавался.

Фундаментом для изменений законодательства стали европейские законодательные акты, которые Украина в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС обязалась сделать частью своего законодательства. Также в законопроекте нашли отражение Принципы Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO), которыми руководствуются многие страны мира.

Почему большинство стран руководствуется одними и теми же стандартами в области регулирования и надзора за рынками капитала – во-первых, потому что они эффективны, а, во-вторых, потому что сами рынки уже давно не ограничиваются границами стран, и преступления на них имеют трансграничный характер. Единые стандарты работы позволяют эффективно осуществлять международное сотрудничество и защищать инвесторов на глобальном финансовом рынке.

Общеизвестно, что противодействовать каким-либо финансовым преступлениям можно только путем обеспечения прозрачности рынков, более высокого уровня регуляции и более тесного взаимодействия регуляторов из разных стран. Регулятор должен иметь возможность проводить проверки и расследовать преступления на финансовом рынке, не ограничиваясь границами стран, получать полную информацию по юридическим и физическим лицам, чтобы иметь возможность установить виновных, и собрать всю доказательную базу, которая позволит правоохранительным органам и суду привлечь их к ответственности.

Этот законопроект не предлагает предоставить регулятору полномочия ради самих полномочий. Предоставление полномочий необходимо для того, чтобы не позволять правонарушителям уходить от ответственности и обеспечить системную защиту инвесторов от существующих рисков.

Только полноценный регулятор может гарантировать защиту добросовестных инвесторов в ценные бумаги.

Пересмотр полномочий регулятора нельзя также рассматривать в контексте нынешнего удручающего состояния украинского рынка ценных бумаг. Пока украинский рынок находится в состоянии стагнации и не дает возможностей заработка для финансовых посредников, они ищут эти возможности на иностранных рынках. Несколько резонансных случаев последних лет по манипулированию ценами акций и инсайдерской торговле ценными бумагами на рынке США связаны, увы, с резидентами нашей страны.

Однако неразвитость нашей системы, в том числе правовой, позволяет конечным бенефициарам этих преступлений уходить от ответственности. Эта проблема назрела не вчера. Международные партнеры Украины уже давно обращают на нее внимание.

Необходимость усиления институциональной способности Нацкомиссии по ценным бумагам и пересмотра ее полномочий рассматривалась еще в декабре 2015 года на заседании Национального совета реформ. Во время которого Президент высказал позицию, что качественное государственное регулирование является одной из главных предпосылок цивилизованного развития рынков, в том числе рынков энергетики, ценных бумаг и т.д. Именно несовершенное правовое регулирование деятельности национальных комиссий, по его словам, являлось слабым звеном в развитии этих рынков.

Еще одна проблема развития рынков – коллективная безответственность. Ответственность за сложные решения несут все и одновременно никто. На примере пересмотра статуса и полномочий НКРЭКП – регулятора рынка энергетики и коммунальных услуг – мы увидели, как меняется ситуация с ответственностью. Решение регулятора о введении абонплаты за подключение к сетям и его возможные последствия вызвали «горячую» общественную дискуссию, которая в итоге привела к пересмотру этого решения.

И если раньше такая дискуссия велась исключительно в политической плоскости, и вместо аргументов мы имели сплошные популистские высказывания, то сейчас дискуссия по этим вопросам постепенно смещается в профессиональную плоскость. Чем более профессиональной будет эта дискуссия, тем более качественные решения мы получим в итоге. А в качестве решений регулятора заинтересованы все стороны – и государство, и участники рынка, и потребители.

При разработке законопроекта №6303 мы учли опыт коллег из НКРЕКП, НБУ, беспокойство депутатов в вопросе усиления регуляторных функций и попытались заложить в законопроекте максимально контролируемый, прозрачный, ответственный процесс принятия решений.

К работе над изменения законодательства активно привлекались международные эксперты. Проект получил позитивную оценку IOSCO. В частности, IOSCO в феврале прошлого года приняла резолюцию о присоединении Украины к Приложению Б Многостороннего меморандума о взаимопонимании (IOSCO MMoU) (т.н. «лист ожидания»), таким образом признав нашу страну готовой быть полноценным ассоциированным членом после принятия этого закона.

Что принесет принятие этого закона с формальной точки зрения:

- выполнение обязательства, заложенного в Меморандуме между Украиной и МВФ,

- присоединение Украины к Многостороннему Меморандуму о взаимопонимании (IOSCO MMoU) и толчок в развитии международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблениям с ценными бумагами,

- частичное выполнение программы «Реформа финансового сектора» из Коалиционного соглашения и частичное выполнение программы по развитию институциональной способности регуляторов финансового сектора из Комплексной программы развития финсектора - 2020.

Что будет, если оставить все как есть – номинального регулятора без каких-либо реальных полномочий по борьбе с злоупотреблениями на рынке, без защиты добропорядочных инвесторов, без международных полномочий и т.д.:

- негативный имидж страны, которая не желает ни сама бороться с преступлениями на финансовом рынке, ни способствовать расследованию преступлений, совершенных ее гражданами,

- нет интеграции финансового рынка Украины в международные рынки,

- нет развитию пенсионной системы и инструментов накопления в стране.

И самое главное – без полноценного регулятора рынка ценные бумаги не станут понятным, прозрачным и надежным инструментом накопления, отсутствие или неполноценность такого инструмента будет тормозить пенсионную реформу, ни один инвестор не сможет получить в нашей стране гарантию защиты своих прав при инвестировании в ценные бумаги.

 Без этого главного закона не имеет смысл рассматривать другие законы о новых финансовых инструментах, об усовершенствовании инфраструктуры рынка капитала, об улучшении корпоративного управления и т. д. 

По материалам: НВ





Просмотров: 1002
Другие новости