
Сільськогосподарський кластер "Бровари" групи компаній A.G.R. Group навесні 2022 року був окупований російськими
![]() |
![]() |
![]() |
Сільськогосподарський кластер "Бровари" групи компаній A.G.R. Group навесні 2022 року був окупований російськими
Более 900 млн международных туристских прибытий было зафиксировано во всем мире в 2022 году, это вдвое больше, чем годом
Специалисты, работающие над новым генпланом Харькова, исходят из того, что население города будет составлять около 2-2,5
Спад реального валового внутрішнього продукту (ВВП) України в першому кварталі 2023 року порівняно з аналогічним періодом
Україна в січні відправила на експорт 5,5 млн тонн зернових, олійних культур і продуктів їх переробки, що на 1,3 млн тонн
A.G.R. Group даже после окончания войны и деоккупации продолжит экспорт части зерна через ЕС, для этого интересуется элеваторами
Минсельхоз США снизил прогноз мирового производства риса в 2022-2023 сельхозгоду из-за ухудшения видов на урожай в Китае
Дефицит электроэнергии несколько снизился благодаря увеличению производства, однако сохраняется на существенном уровне и
Сыворотки от «Ланком» со времени своего появления создали довольно много шума. Эти продукты являются относительно новыми
Україна ввела санкції проти 182 російських і білоруських компаній, які переважно займаються перевезенням вантажів, лізингом
Рішення Нацбанку України підвищити нормативи обов'язкових резервів за вкладами на вимогу і поточними вкладами ще на
Продолжающееся в январе 2023 года снижение физических потоков российского природного газа через Украину и Турцию свидетельствует
Украинское правительство активно продвигает идею продажи украинской газотранспортной системы. На вчерашнем Норвежско-украинском бизнес-форуме премьер-министр Арсений Яценюк предложил скандинавским компаниям поучаствовать в ее покупке и дальнейшей эксплуатации. С каждым годом доля продажи российского газа в Европе падает, а значит, снижается привлекательность украинской ГТС для инвесторов.
Все варяги в гости к нам
Яценюк заявил вчера, что Украина заинтересована в участии компаний из Норвегии в консорциумах по управлению ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ). Для того чтобы привлечь норвежских партнеров, украинские власти готовы внести поправки в принятый и подписанный президентом в начале сентября закон о реформировании украинской ГТС.
Согласно этому закону, ГТС и ПХГ остаются в госсобственности, но их можно передавать в управление специально созданным компаниям. В этих компаниях украинское государство получит контрольный пакет, а остальные акции могут приобрести юрлица, которые контролируются государствами Европейского Союза, США или Энергетического сообщества.
Норвегия не является членом Европейского союза, а в Энергосообществе имеет статус наблюдателя. «Если норвежские компании, представляющие энергетический сектор, готовы инвестировать в ГТС Украины, то наш парламент готов принять закон, которым разрешит не только европейским, но и норвежским компаниям напрямую инвестировать в ГТС и ПХГ», — пообещал премьер.
Четкого сигнала о заинтересованности Норвегии пока не последовало. Норвежский министр по делам европейского экономического пространства и ЕС Видар Хелгесен подтвердил лишь, что на переговорах с Арсением Яценюком они обсудили энергетическую кооперацию Украины и Норвегии. По его словам, Норвегия готова увеличить финансовую поддержку украинских проектов по энергоэффективности, которые будут осуществляться при содействии ЕБРР. «Мы поделимся опытом в развитии рынков газа и электроэнергии, чтобы Украина успешнее интегрировалась в ЕС, и поможем Украине в реформах в ее энергетическом секторе», — сказал он.
Время играет против нас
Правительство пытается форсировать привлечение партнеров в украинскую ГТС и ПХГ. Так, еще 31 октября Арсений Яценюк дал поручение Министерству энергетики и угольной промышленности и «Нафтогазу України» подготовить условия публичного конкурса по привлечению инвесторов. При этом премьер дал весьма короткие сроки — неделю.
2-2,5 года займет процесс привлечения инвесторов в украинскую ГТС
До сих пор нет информации о том, что эти условия разработаны. Однако директор по развитию бизнеса «Нафтогазу України» Юрий Витренко заявил вчера, что украинские власти смогут реализовать свои планы не ранее, чем через два года. Он пояснил, что приватизация даже относительно небольших компаний в Украине занимает год-полтора, поэтому в случае с ГТС сроки будут никак не меньшими: год — на подготовку и год-полтора — на продажу. При этом Витренко отметил, что уже есть компании, заинтересованные в инвестировании в украинскую ГТС, но не назвал их.
Время в данном случае играет не на руку правительству. Евросоюз, напуганный политикой шантажа со стороны «Газпрома», будет пытаться снизить зависимость от российской компании: ее доля на европейском рынке будет снижаться, а значит, снижается и роль нашей ГТС в транзите этого газа. При этом торговля российским газом в последние годы тесно связана с политикой российских властей.
По мнению партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, потенциальных инвесторов в украинскую ГТС отпугивают политические риски и относительно невысокие доходы от транзита российского газа, который может и вовсе прекратиться. Крутихин напомнил, что Европа готовится к перебоям с поставками российского газа и проводит стресс-тесты своих газотранспортных систем. «Поэтому представить себе реальную коммерческую компанию, которая, заботясь об интересах акционеров и о максимизации их прибыли, в то же время согласилась бы стать долевым оператором украинской ГТС, — очень сложно. С точки зрения бизнеса это не самое безопасное вложение капитала», — сказал он.
В то же время Михаил Крутихин отметил, что украинские ПХГ все же имеют перспективу. Их арендой могут заинтересоваться европейские компании — трейдеры газа, и не только из соседних с Украиной стран, но даже из той же Норвегии.
По материалам: Капитал