Компании

все компании

Андрей Пышный: То, что делает НБУ, можно назвать АТО в финансовой сфере

16 вересня 2014 року, 20:35
Каждый, кто изымает гривну или доллар из банковской системы и кладет под подушку, рубит сук, на котором сидит, считает Андрей Пышный. И призывает - "немножко потерпеть"

Правительство и Нацбанк прилагают немалые усилия, чтобы сдержать девальвацию нацвалюты и рост курса доллара. Тем не менее, утром во вторник 16 сентября доллар на межбанке дошел до отметки в 14,3 грн. А валютный рынок, как в начале 1990-х, ушел в тень.

Андрей Пышный, председатель правления Ощадбанка, рассказал НВ о ситуации на рынке и о том, что делать с обесценивающейся гривной.

- Ваше заявление о том, что курс доллара должен быть 12,5 грн, очень похоже на то, что говорил премьер. Это ваша позиция как банкира?

- Страна в состоянии войны. У нас в портфеле депозиты и кредиты миллионов украинцев. Люди не должны потерять. Система обязана выстоять.

Рынком управляет война, непрекращающиеся информационные и прочие атаки. 12,5 – уже сам по себе тяжелый курс, но в этих условиях это некий оптимальный уровень.

Игру на курсах в нынешних условиях я рассматриваю как мародерство. О чем я и сказал коллегам на совещании, которое две недели назад состоялось под руководством Нацбанка. Убежден, что, удержав курс какое-то время, мы сможем снять это напряжение и увидеть оптимальную, а главное стабильную стоимость национальной валюты.

- Что привело к тому, что курс пошел вниз? Транш МВФ или угрозы административных мер по отношению к банкирам-спекулянтам?

- Совокупность обстоятельств. Еще до решения МВФ под руководством НБУ состоялось как минимум два совещания представителей 40 крупнейших банков. На них мы договорились о правилах игры. Они были закреплены решениями Нацбанка. Естественно, не обошлось без споров и препирательств. Но в конечном итоге все согласились: курс – приоритет! Решение приняли и действуем. А положительное решение МВФ добавило уверенности.

Вы можете остаться со своими снятыми деньгами, но без развития экономики их съест инфляция. Или вы их просто проедите

- МВФ всегда был против таких действий и выступал за рыночное ценообразование. Почему же фонд сейчас не возражает?

- Я не общаюсь с МВФ, однако сомневаюсь, что фонд возражает против того, чтобы банковская система нивелировала спекулятивные тенденции и выстояла под шквалом атак.

- Эта стабильность продлится долго?

- Ровно столько, сколько понадобится. Я за то, чтобы курс определялся рыночными механизмами. Но рынок во время войны не строят! Во время войны защищают позиции и противостоят агрессии. В мирное время в неких незначительных колебаниях нет ничего страшного. Для регулирования этого и существует институт центробанков. Но когда на развал системы работают целенаправленно сотни российских агентов – системе нужно сплотиться и действовать слаженно, как бы трудно это не было. Дайте время. Все сработает.

- Разве не похожа такая политика в отношении курса на то, что было год назад?

- Как вы можете сравнивать то, что происходит сейчас, с тем, что было год назад?

Год назад президент, Кабмин, Нацбанк с полевыми зайцами по пенькам скакали и остатки бюджета на красивую жизнь спускали. Сегодня в буквальном смысле мы противостоим военному вторжению и экономику спасаем.

- Обычно бизнесмены говорят, что лучше бы гривну не держали, а медленно обесценивали на протяжении года. А не так, что за одну неделю – падение на 60% сразу. Сейчас происходит то же самое. Это не добавляет уверенности в гривне. Не будет очередного обвала через полгода, потому что сейчас держат?

- Почему через полгода, не через год, не через неделю или не через полмесяца? В чем еще, кроме гривны, нынешняя ситуация не добавляет уверенности?

Задумайтесь. Обвал на 60% за неделю не имеет ничего общего с рынком. Это последствия войны такие же, как развороченная школа в Семеновке. Рассуждая о валютно-курсовой политике, мы все еще мыслим категориями мирной жизни. На самом деле для вас срок значения не имеет. Вы просто не верите. А я хочу, чтобы вы поверили.

Год назад президент, Кабмин, Нацбанк с полевыми зайцами по пенькам скакали и остатки бюджета на красивую жизнь спускали

- Есть основания для веры?

- А вы могли бы себе представить, что 40 банков, у которых множество акционеров, клубок коммерсантов и циников будут действовать монолитно? Как швейцарские часы. У нас общая оценка ситуации – спекулятивный спрос. Конкурировать будем тогда, когда война закончится. При этом мы находим такие инструменты, которые и сохраняют рыночные позиции.

Я могу только согласиться с Арсением Яценюком. Да, действительно, тот курс, который мы увидели три месяца назад, – 11-12 грн/$ — отражал реальность. Казна была пуста. В стране прошел самый большой за все время секвестр [пересмотр в строну уменьшения] государственного бюджета. При всем этом ситуацию удержали.

Потому мы сегодня с вами спокойно сидим и разговариваем. Вы получаете зарплату. Функционирует банковская система, все розничные сети. Системы жизнеобеспечения страны. Это сложно! Очень сложно!

Поэтому чуть-чуть потерпеть. Вот столечко (показывает пальцами). И вот столько веры (широко разводит руками).

То, что делает НБУ и эти  40 банков, можно назвать АТО в финансовой сфере.

- А что делать обычным гражданам? Многие уверены, что пока все не кончится, лучше скупить доллары и положить их под подушку. Это лучшая уверенность в завтрашнем дне.

- Снять депозиты, купить доллары и под подушку, а дальше что? А зарплату они потом как будут получать?

Есть прекрасный пример. Как пережили кризис 2008 года Польша и Украина. В Украине падение ВВП составило 15%. Почему? Потому что украинцы стали массово снимать деньги из банков, переводить их в доллары. Что только мультиплицировало проблемы украинской экономики. В результате обвал. Страну захлестнула волна безработицы. Дальше проблемы стали нарастать, как снежный ком.

А что в это время произошло в Польше? Правительство обратилось к своим гражданам. Попросило их не брать деньги из банков, а, наоборот, нести. Пообещало, что справится с кризисом. В результате внутренний инвестор – вкладчик — помог закончить год с 5-процентным ростом ВВП.

- Юлия Тимошенко тоже призывала к этому. И те, кто ее послушал, проиграли.

- Мы рассматриваем нынешнюю ситуацию. Соглашусь, доверие нужно заслужить, и сейчас самое подходяще для этого время. Я считаю, что каждый, кто изымает гривну или доллар из банковской системы и кладет ее под подушку, рубит сук, на котором сидит.

Банковская система выполняет посредническую функцию. Взял деньги у вас, отдал бизнесу. Обеспечил оборотными средствами производственный процесс... Эти деньги возвращаются вам и таким же, как вы. В виде заработных плат. Налогов в бюджет. Если вы этого не делаете, что происходит? Вы можете остаться со своими снятыми деньгами, но без развития экономики их съест инфляция. Или вы их просто проедите      

По материалам: nvua.net





Просмотров: 1243
Другие новости