Компании

все компании

Железнодорожники теряют пассажиропоток на самых рентабельных направлениях

30 липня 2014 року, 09:46
Украинские железные дороги продолжают аккумулировать потери от пассажирских перевозок. «Капитал» уже обращал внимание на то, что одной из основных проблем готовящейся корпоратизации Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізниця» (УЗ) может стать именно хроническая нерентабельность обслуживания населения. Итоги первого полугодия текущего года только подтвердили это. Железнодорожный пассажирооборот за январь-июнь 2014 г. по сравнению с первым полугодием 2013 г. рухнул на 28,5 % — до 17,36 млрд пассажирокилометров.

Где теряют

Как рассказывает председатель экспертного совета при Министерстве инфраструктуры Александр Кава, весьма ощутимые потери УЗ уже понесла в результате возникшей крайней напряженности во взаимоотношениях Украины и Российской Федерации. Из-за этого был отменен ряд международных поездов, следующих из российских городов в Украину. А на оставшихся маршрутах интенсивность движения резко упала: в железнодорожном сообщении между Москвой и некоторыми украинскими городами составы, отправлявшиеся каждый день, сейчас курсируют через день. Более того, российской стороной уже неоднократно поднимался вопрос о полной отмене сообщения.

Стоит учитывать, что межгосударственный пассажирский тариф в несколько раз выше тарифа на внутренние железнодорожные пассажирские перевозки. Кроме того, в отличие от большинства маршрутов украинских поездов дальнего следования, международные железнодорожные маршруты неизменно приносили УЗ прибыль.

Также, по словам старшего аналитика ИГ «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, из‑за аннексии Крымского полуострова значительно пострадали внутриукраинские маршруты на крымском направлении. Ранее в летний период это направление пользовалось высоким спросом. Благодаря практически 100 %-й загрузке составов оно не было убыточным. Как сообщает начальник главного пассажирского управления «Укрзалізниці» Игорь Бреус, по сравнению с летним графиком 2013 г. сейчас в связи с отсутствием спроса отменены 54 пары поездов в Крым. Из них 32 пары — формирования «Укрзалізниці», а 22 — формирования железных дорог стран СНГ.

Конечно, поток отдыхающих пе­­ре­­­­­­направляется в другие приморские города Украины (Одесса, Херсон, Ни­­колаев, Бердянск, Измаил, Геническ). «Укрзалізниця» даже ввела на этих направлениях дополнительные составы. Но нужно учитывать, что количество пассажиров заметно уменьшилось. Например, за первые две недели июня, по данным УЗ, из крупных городов Украины (Киев, Львов, Днепропетровск, Харьков, Донецк) в южные регионы страны, в т. ч. в Крым, по железной дороге было перевезено 127,1 тыс. чел., в то время как за аналогичный период прошлого года из этих городов только в Крым железнодорожники перевезли 142 тыс. отдыхающих.

Налогообложение

Впрочем, на негативном влиянии военно-политического кризиса в Украине, «сюрпризы» для отечественных железных дорог не заканчиваются. Так, нашумевший законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» №4309а (принятие которого на завтрашнем заседании эксперты прогнозируют с большой долей вероятности) предлагает отменить нулевую ставку НДС на железнодорожные билеты на скоростные поезда «Интерсити+».

Особый режим налогообложения скоростных перевозок был введен еще летом 2012 г. в попытке увеличить наполняемость межрегиональных поездов — за счет нулевой ставки налога на добавленную стоимость цены на билеты были снижены на 16 %. Но популярность этих поездов все равно оставляет желать лучшего. И законотворческие новации ее вообще подорвут. «Сегодня стоимость билетов на этот скоростной ж / д транспорт достаточно высока.Отмена указанной налоговой льготы может повлечь уменьшение объемов перевозки пассажиров такими поездами», — считает первый заместитель начальника Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Владимир Шамота.

Он абсолютно прав. Проезд в межрегиональных поездах иногда значительно дороже, чем в фирменных ночных составах. «Капитал», воспользовавшись услугой УЗ «Онлайн резервирование и приобретение билетов», сравнил стоимость проезда по некоторым направлениям. В частности, на 14.08.2014 г. купейные билеты на фирменный ночной поезд Киев — Одесса предлагаются по 218,51 грн (с постелью). Проезд скоростным «Интерсити+» по этому же маршруту обойдется пассажиру в 277,74 грн. После отмены нулевой ставки НДС билеты на «Интерсити+» подорожают на 16 %. На фоне снижения покупательной способности граждан, отягощенной негативными потребительскими ожиданиями, УЗ рискует потерять единственный оставшийся прибыльный сегмент внутриукраинских пассажирских перевозок.

Конечно, предприятие попытается компенсировать потери от уменьшение пассажирооборота и изменения налого­обложения скоростных перевозок. Так, уже сейчас предусматрено повышение стоимости проезда пассажиров по Украине в два этапа — на 10 % в июле и еще на 10 % — в октябре 2014 г. (то есть по состоянию на декабрь 2014 г. к декабрю предыдущего года тарифы вырастут на 21 %). «Если бы не увеличение тарифов в этом году, УЗ недосчиталась бы 2,7 млрд грн выручки от пассажирских перевозок. Но за счет роста стоимости билетов падение дохода, по предварительным подсчетам, составит около 1,7 млрд грн», — говорит Алексей Андрейченко. Аналитик также ожидает увеличения операционного убытка УЗ от пассажирских перевозок в пределах 0,8‑1 млрд грн.

 

Эвакуация

Эскалация вооруженного конфликта в Донбассе вынуждает отечественных железнодорожников идти на заведомо убыточные действия, которые по итогам 2014 г. неизбежно отразятся на финансовом состоянии «Укрзалізниці». По словам министра инфраструктуры Максима Бурбака, только за первые три недели июля по заказам региональных координационных штабов Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины, действующих в городах Сватово, Красноармейск, Волноваха и Барвенково, железнодорожники бесплатно вывезли из зоны антитеррористической операции более 2 тыс. человек. За счет железной дороги все эти пассажиры были обеспечены постелью, чаем и печеньем.

Эвакуация продолжается: ежедневно железные дороги назначают беспересадочные вагоны для перевозки пассажиров из зоны боевых действий (в Киев, Харьков, Херсон, Николаев, Львов, Ужгород, Бердянск, Запорожье, Полтаву, Хмельницкий, Одессу, Житомир, Луцк и Винницу).

При этом нужно учитывать, что именно в этом регионе УЗ (в частности, Донецкая железная дорога) практически не имеет компенсатора в виде грузовых ж / д перевозок. Постоянные диверсии на железной дороге уже привели к убыткам инфраструктуры в 300 млн грн и вызвали сбой в движении грузовых составов. Кроме того, остановка в результате боевых действий и диверсий части предприятий и угольных шахт снизила и сам объем перевозимых грузов.

Консалтинг

По данным консалтинговой компании AT Kearney, с 2000 по 2013 г. доля железной дороги в общем объеме пассажироперевозок в Украине уменьшилась с 48 % до 36 %. При этом убытки УЗ от этого вида деятельности за этот же период увеличились на 230 % и превысили в прошлом году 4,5 млрд грн.

Для повышения привлекательности перевозок и оптимизации затрат требуется пересмотр ж / д маршрутов поездов. Как уже писал «Капитал», 0,4 % маршрутов обеспечивают почти половину пассажиропотока УЗ. При этом на 11,4 % маршрутов приходится практически весь украинский железнодорожный пассажиропоток — 93 %. Именно к этим направлениям нужно привлекать дополнительное финансирования при развитии скоростного движения. Предполагается, что число пассажиров скоростных поездов в ближайшие годы вырастет более чем в четыре раза. Поэтому на наиболее массовых направлениях для перевозки пассажиров к 2020 г. необходимо будет эксплуатировать не менее шести рейсов межрегиональных поездов (вместо нынешних двух — утреннего и вечернего). Важно отметить, что ночное и пригородное сообщения останутся убыточными. Выход в этой ситуации — внедрение механизма монетизации льгот.


По материалам: Капитал





Просмотров: 1166
Другие новости