Компании

все компании

Производство автобусов сократилось вдвое

30 липня 2014 року, 09:50
Производство автобусов сократилось вдвое Производство автобусов в Украине — единственная подотрасль автомобилестроения, которая по итогам первого полугодия 2014 г. показала снижение. Даже выпуск легковых автомобилей, резко упавший в ІІ квартале, за январь-июнь продемонстрировал позитивную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выросло и производство грузовиков, зато выпуск автобусов сократился на целых 48 % по сравнению с первым полугодием 2013 г.

Снизили почти все

По мнению старшего аналитика компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, общеукраинское сокращение выпуска автобусов вызвано прежде всего обвалом их производства корпорацией «Богдан Моторс». Будучи ранее лидером рынка, в нынешнем году она превратилась в аутсайдера. Андрейченко отметил, что большинство производимых «Богдан Моторс» автобусов — среднего класса в модификации А20. В этом году компания планировала поставить их на рынок 420 штук, в том числе — на экспорт в Россию. «Однако после военного кризиса на востоке Украины и торговых войн с Россией эти планы провалились — за первое полугодие завод произвел всего семь автобусов», — отметил эксперт. По вполне понятным причинам представители «Богдан Моторс» комментировать ее провал отказались, хотя «Капитал» сутки «бомбил» корпорацию письмами и «доставал» звонками.

Довольно весомая доля в общенациональном обвале приходится на корпорации «Эталон» (Бориспольский и Черниговский автозаводы), «УкрАвто» (Запорожский автозавод) и Часовоярский автобусный завод. Эти производители, как и «Богдан Моторс», поставляли автобусы преимущественно среднего класса (для автоперевозчиков). «Спрос на такие автобусы резко уменьшился, поскольку падение ВВП Украины снижает экономические ожидания автоперевозчиков и заставляет их откладывать капитальные инвестиции в расширение и обновлению парка автобусов. Также надо учесть, что из‑за аннексии Крыма и боевых действий на востоке Украины спрос на машины со стороны покупателей с этих территорий отсутствует», — пояснил Андрейченко и добавил, что тот же «Богдан Моторс» ранее регулярно поставлял автобусы А20 в Луганск, а теперь лишился своего традиционного рынка. Заместитель председателя правления по производству корпорации «УкрАвто» Олег Папашев также обвиняет сложную геополитическую ситуацию, спровоцировавшую снижение спроса, и госрегулирование в соседней России: «Там с конца 2012 г. введен утилизационный сбор, в связи с чем поставки автобусов из Украины в Россию практически остановлены».

Б / у техника потеснила производителей

Директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анали­за Ассо­циации автопроизводителей «Укр­автопром» Георгий Овсянников пояснил, что во многом спрос на автобусы внутреннего производства формируется за счет муниципальных и государственных закупок. «Совершенно очевидно, что в условиях дефицита бюджетов всех уровней, закупки такого транспорта для общественных перевозок, а также для выполнения социальных программ значительно сократились», — сказал он.

    7 тыс. б/у автобусов было ввезено в Украину за последние три года. За это же время в стране произвели 9,7 тыс. этих машин

Директор департамента отметил, что на сни­­жение выпуска автобусов повлияло и почти шестикратное падение объемов экспортных поставок в Российскую Федерацию, которая была, по сути, единственным крупным внешним рынком в сегменте автобусов. «Стоит акцентировать внимание и на том факте, что в последнее время значительно активизировался импорт автобусов бывших в эксплуатации. За три последних года в Украину было ввезено порядка 7 тыс. таких автобусов. Столь значительные объемы просто не могли не создать дополнительного давления на отечественных производителей», — сказал Овсянников. По данным «Укравтопрома», за 2011‑2013 гг. в Украине было произведено 9,7 тыс. автобусов.

Флагман стоит

Однако в статистике «Укравтопрома» нет данных о еще одном крупном предприятии — Львовском автобусном заводе, который ранее был чуть ли ни единственным производителем автобусов в Украине. Сейчас ЛАЗ принадлежит компании «Сити Транспорт Групп», однако телефоны ни ЛАЗ, ни «Сити Транспорт Групп» не отвечают.

Бывший менеджер ЛАЗ, знакомый с ситуацией на предприятии, рассказал, что оно не работает еще с прошлого года. Он пояснил, что производитель выиграл несколько тендеров на поставку в Украине автобусов и троллейбусов по государственной программе обновления городского авто- и электротранспорта, но они были впоследствии отменены. «Также ЛАЗ выиграл тендер на поставку техники в Чехию, но чехи не предоставили пред­оплату (в связи с нестабильной ситуацией в Украине они предложили оплатить автобусы после поставки), а денег ЛАЗ для производства без предоплаты не имел», — сказал экс-менеджер Львовского автозавода.

При этом источник отметил, что ЛАЗ еще не в полной мере получил деньги за по­­ставки транспорта для обеспечения проведения в Украине Евро-2012. «Не полностью расплатились за поставки техники Львов, Севастополь и Кременчуг. Вот так по 1,5‑2 млн грн и набрались долги», — отметил он.

Прогнозировать производственные показатели на вторую половину текущего года эксперты не берутся.



По материалам: Капитал





Просмотров: 1083
Другие новости