Компании

все компании

Кабмин делит «Нафтогаз». Начал с самого простого и необязательного

5 червня 2014 року, 09:17
Кабмин делит «Нафтогаз». Начал с самого простого и необязательного Кабинет министров на вчерашнем заседании принял решение начать реструктуризацию Национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз України». Но реформированию подвергнется пока только одна структура, входящая в НАК — компания «Укртрансгаз». На ее базе решено создать 2 публичных акционерных общества (ПАО) — «Украинская газотранспортная система» и «Украинские газовые хранилища». Кабмин решил выполнить сначала самую легкую часть работы, вопрос о выделении из состава «Нафтогаза» компаний по добыче углеводородов («Укргазвидобування» и «Укрнафта») еще не поднимался. Но и первый этап реструктуризации позволяет надеяться, что у украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) появится инвестор.

Первый шаг

Позавчера разделение «Укртрансгаза» анонсировал премьер-министр Арсений Яценюк, а вчера этот вопрос уже был рассмотрен и одобрен на заседании Кабмина. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что в ходе разделения «Нафтогазу» будут созданы две акционерные компании со 100%-й государственной собственностью. Одна компания будет независимым оператором газотранспортной системы (ГТС), другая получит управление ПХГ.

По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, система подземных хранилищ газа и газотранспортная система — это одна технологически нераздельная структура. «Но я думаю, что технологически они и не будут разделены, а будут просто два отдельных юридических лица», — сказал он.

Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар отметил, что хранение газа в Европе традиционно является отдельным от транспортировки видом бизнеса. Он привел пример Словакии, где за транспортировку отвечает компания Eustream, а хранением занимаются две независимые компании — Nafta Gbely и Pozagas.

Появились заинтересованные?

Михаил Гончар считает, что выделение оператора ПХГ в отдельную компанию повышает их привлекательность для европейских компаний, которые будут хранить у нас газ. «Выделение оператора в отдельную компанию повышает прозрачность этого бизнеса и могут быть учреждены некие совместные предприятия с иностранным партнером», — считает он.

Появление потенциального инвестора, заинтересованного в украинских ПХГ, прогнозирует и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Есть высокая степень вероятности, что среди неукраинских компаний есть желающие получить доступ к хранилищам», — сказал он.

При этом он отметил, что на фоне снижения «Газпромом» объемов транзита газа через территорию Украины ПХГ могут оказаться более инвестиционно привлекательными, чем собственно «труба». «Еще в ходе переговоров о создании консорциума по управлению ГТС с Россией ходили разговоры о том, что хранилища выведут в отдельный субъект», — вспоминает Марунич.

    32 млрд куб. м составляет емкость украинских ПХГ, но только 20 млрд куб. м могут заинтересовать инвестора

И хотя навскидку стоимость украинских ПХГ он оценил в $10 млрд, при этом отметил, что просчитать прибыльность работы будущей компании, управляющей ПХГ, сложно. Марунич пояснил, что она зависит от объемов газа, который может в них храниться, а также от легкости закачки в них газа со стороны Европы, ведь пропускная способность газопроводов в этом направлении ограничена. «А чтобы сделать беспроблемной закачку в ПХГ газа из Европы, нужно построить трубопровод, стоимость которого может составить сотни миллионов евро», — отметил он. Рентабельность работы будущей компании зависит и от тарифов на транспортировку и хранение газа, но повышение их до уровня рыночных приведет к повышению цен на газ для потребителей, в том числе — для европейских. «Перспективы инвестирования в ПХГ зависят от экономических параметров их работы, а тут слишком много переменных, которые с учетом откровенно плохих отношений с Россией будут тянуть привлекательность инвестирования вниз», — сказал он.

При этом Дмитрий Марунич отметил, что большую ценность имеют те ПХГ, которые расположены в западной части Украины (Бильче-Волицко-Угерское, Дашавское и Богородчанское), емкость которых составляет около 20 млрд куб. м (общая емкость украинских ПХГ — около 32 млрд куб. м), в то время как хранилища в восточной Украине мало кому интересны.

Впереди много работы

Объявив о реформировании «Нафтогазу», правительство выполнило только часть требований энергетического законодательства Европейского Союза, несмотря на то, что разговоры о приведении Украиной отечественного законодательства в соответствие с европейскими требованиями ведутся уже несколько лет. Дело в том, что нормы ЕС запрещают одной компании объединять под своим крылом три разные функции — добычу, транспортировку и продажу углеводородов. Разделение же транспортировки и хранения газа не является обязательным.

По мнению Михаила Гончара, разделив «Укртрансгаз» на 2 компании, правительство выполнило только легкую часть работы, в то время как отделение компаний, добывающих углеводороды, будет более проблемным мероприятием. «Потому что в добыче масса больших и малых олигархических интересов», — сказал он. Например, в состав «Нафтогаза» входит крупнейшая нефтедобывающая компания «Укрнафта», в которой государству принадлежит 50%+1 акция, а около 42% — группе «Приват» Игоря Коломойского.



По материалам: Капитал





Просмотров: 944
Другие новости