Компании

все компании

Игорь Селецкий: Самым важным событием в 2013 году стала депозитарная реформа

10 квітня 2014 року, 09:59

Игорь Селецкий начал свою карьеру в аудиторской компании KPMG, где с мая 1996 г. занимал должность консультанта по вопросам клиринга, расчетов и перерегистрации.

Главой правления на ПФТС он стал в прошлом году, при том, что исполнял обязанности главы еще с августа 2012-го. Для фондового рынка он человек не новый.

Собственно на бирже Селецкий с 2001 года, где сначала пребывал на позиции директора по фондовым операциям ФБ ПФТС, а позже стал директором по развитию биржи и членом правления.

Кроме того, он два года пробыл на позиции генерального директора инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина", и еще два года — генеральным директором "Национальной инвестиционной группы".

Интервью с главой фондовой биржи ПФТС мы решили разбить на две части. Первая посвящена особенностям ее работы в 2013-м и планах на 2014-й год, а также объединению ПФТС и Украинской биржи. Во второй части Игорь Селецкий расскажет об особенностях фондового рынка Украины, ожиданиях игроков от регуляторов и проблемах финансовых рынков мира.

С каким результатом ПФТС закончила 2013 год?

В прошлом году биржа получила 2,3 миллиона гривень чистой прибыли (после уплаты налогов). Больше было только в 2008 году — 2,4 миллиона гривень, но в том году полученная прибыль была связана с курсовой разницей, доллар вырос с 5 до 8 гривень и получилась виртуальная прибыль. А в прошлом году — реально заработанная. За 2013 год это самая большая чистая прибыль среди всех фондовых бирж Украины.

Как добились таких результатов?

Во-первых, мы увидели непосредственный эффект от оптимизации расходов, который мы начали в еще 2012 году.

Во-вторых, в прошлом году нам удалось повысить доходы от основных направлений деятельности. Основными источниками дохода для ПФТС являются прежде всего торговые терминалы, которыми пользуются участники биржи, продажа информации таким вендорам, как Thomson Reuters, Bloomberg, SIX Financial Information, Dow Jones, TRDATA и банкам Citibank, HSBC, UBS, а также это доходы от первичных размещений облигаций, листинга ценных бумаг и процентные доходы. ПФТС является безусловным лидером по количеству ценных бумаг в листинге и первичным размещениям, что в том числе и дало такой результат.

Какое событие в прошлом году было ключевым для биржи?

Наверное, самое важное в 2013 году — это все-таки депозитарная реформа. Много было усилий потрачено на это направление.

Потраченные время и ресурсы для адаптации к новым правилам игры дали свои плоды. ПФТС стала первой, кто в промышленном масштабе запустил расчеты с использованием центрального контрагента. Это очень эффективный метод расчетов по сделкам с ценными бумагами, поскольку у вас пропадают проблемы лимитов.

И вам нет дела до того, кто фактический покупатель бумаг — банк из первой пятерки или второй сотни: лимит один и тот же на центрального контрагента. От такого посредничества выигрывают все операторы рынка. Цифры тому подтверждение — за год объем операций на ПФТС через центрального контрагента вырос больше чем в 700 раз.

Вступление в силу закона "О депозитарной системе" совпало с началом торгов депозитными сертификатами НБУ. Первые, и насколько мне известно, единственные сделки были проведены на ПФТС. Но справедливости ради нужно сказать, что этот инструмент не пользуется на рынке большой популярностью.

На какую прибыль рассчитываете по итогам 2014 года?

Изначально мы планировали 5 миллионов гривень, но вы видите, что ситуация явно не радужная в связи с последними событиями. Так что даже не готов сказать. Возьмем самое простое. Аренда офиса у нас привязана к доллару, и еще некоторые платежи тоже привязаны к различным валютам.

То есть, априори у ПФТС повышаются расходы. Это самое простое, я уже не говорю об общей ситуации в стране и на рынке. Активность по ОВГЗ в последнее время значительно упала. Никто не знает, что будет дальше. Банки закрывают лимиты друг на друга.

На что вы решили делать упор в работе биржи в этом году?

Мы планировали делать упор прежде всего на рынок банковских услуг.

Единственный платежеспособный участник фондового рынка сейчас — это банки. Соответственно, мы планировали делать для них РЕПО с системой управлениями риском на рынке ОВГЗ, использование ОВГЗ в качестве обеспечения, чтобы не отвлекать деньги при торговле на спотовом рынке ОВГЗ и т.д.

Достаточно много продуктов, которые были бы востребованы банками. Не смотря ни на что, мы стратегически не отказываемся от нашей магистральной линии, просто сейчас, мягко говоря, не самое удачное время что-то запускать.

Какие взаимоотношения у ПФТС с акционерами Московской биржи?

Если под словом ПФТС вы понимаете менеджмент, то у менеджмента чудесные отношения абсолютно со всеми акционерами.

Они влияют на вашу деятельность?

Дело в том, что мажоритарные акционеры не могут не влиять на деятельность биржи. Мы используем программное обеспечение Московской биржи, и таким образом, естественно, они влияют. Но скорее на моменты стратегического характера. На операционную деятельность, на ежедневную деятельность акционеры не влияют ни Московская биржа, ни другие. Но понятно, что мы обсуждаем важные, значимые вопросы.

Например, об объединении с Украинской биржей? На очередное собрание акционеров ПФТС не вынесен вопрос слияния.

23 апреля мы проводим стандартное очередное собрание. Для того чтобы включить вопрос об объединении, необходима договоренность между акционерами ПФТС и УБ о схеме объединения. Вы не можете просто вносить в повестку дня просто вопрос об объединении. Есть разные модели объединения двух бирж. Соответственно, нужен конкретный вопрос, какая модель объединения будет использоваться. Пока акционеры между собой не договорятся, мы не можем вносить подобные вопросы.

Какие модели рассматриваются?

Модель, предложенная УБ, предполагает дополнительную эмиссию акций ПФТС, которая выкупается исключительно акционерами УБ. За привлеченные деньги ПФТС выкупает у акционеров УБ их акции. Модель, предложенная акционерами ПФТС, это обмен акций дополнительной эмиссии ПФТС на существующие акции УБ и слияние ПФТС и УБ в одно юридическое лицо.

То есть, модель, предложенная акционерами УБ — это будет ПФТС, которая владеет дочерним предприятием. Модель акционеров ПФТС — это слияние в одно юридическое лицо. Есть и другие нюансы. Пока что окончательной договоренности между акционерами двух бирж нет, и это тормозит объединение.

Как вы планируете конкурировать с биржей "Перспектива", которая в основном зарабатывает на ОВГЗ?

По большому счету, вопрос не в конкуренции с "Перспективой" — вопрос в том, как монетизировать объемы. С точки зрения доходов что объемы ПФТС, что объемы "Перспективы" по ОВГЗ не имеют никакого значения. Доходы и нам и им дает плата за торговый терминал. Как только "Перспектива" или ПФТС введет реальную комиссию на оборот госбумаг, то этот объем сразу убегает в другое место. Введет "Перспектива" — он убежит к нам, введем мы — он убежит на "Перспективу".

Для того чтобы зарабатывать на этом рынке, нужно сделать уникальную услугу, которой нет ни у кого и которую сложно повторить.

Это те продукты, которые я уже называл. Тогда на эту услугу уже можно будет навешивать комиссии и соответственно получать доход. Вот основная наша задача, а совсем не конкуренция за абстрактные объемы.

По поводу опубликованных в сети документов о лоббировании со стороны Минэкономики особых условий для ПФТС в ОВГЗ…

Насколько я понимаю из опубликованных документов, это российско-украинская межведомственная комиссия, которая обсуждала большой перечень вопросов. В том числе, видимо, российская сторона включила вопрос, кажется, о защите инвестиции. Но оно никуда не пошло.

Зачем вносилось предложение вынести торговлю ОВГЗ исключительно на ПФТС?

С точки зрения Московской биржи как акционера — естественно, стоило его вносить. Какие могут быть еще варианты? Вы владеете некой структурой и вы хотите, чтобы она получала доход. Естественно, вы используете все свои возможности, чтобы она получала доход. Так было всегда, со всеми на этом рынке и до всех этих событий. Если у тебя есть реальные шансы стать монополистом, ты будешь делать все, чтобы добиться этого.

Эти скандальные договоренности НКЦБФР с москвичами были в период Майдана…

Вполне возможно. Скорее всего, эта комиссия собиралась первый раз еще в сентябре. Я уверен, что здесь нет политической составляющей. Это чистый бизнес. Если бы любая другая биржа имела ресурс сделать то же самое, она бы это сделала.

В украинском законодательстве возможно провести такие операции?

Я прекрасно помню, в начале 2000-х годов УМВБ, после того как мы забрали у нее объемы по ОВГЗ, пыталась "провести" документ о тендере по выбору биржи, на которой будет происходить обращение ОВГЗ. Обязательным условием биржи было иметь большой гардероб, большой экран на стене, просторные залы и так далее. Они писали это под себя. И мы остановили этот документ буквально на выходе.

Естественно, все возможно. Но будем надеяться, что новая власть этого не позволит.


По материалам: Дело





Просмотров: 1801
Другие новости