Агрохолдинги обяжут иметь местную прописку

11 февраля 2014 года, 09:17
Депутаты намерены уре­гулировать работу крупных агрохолдингов, которым предлага­ется передавать в арен­ду земли сельхозназна­че­ния толь­ко при наличии регистрации под­разделений холдингов на местах. Эти изменения должны принести дополнительные поступления от уплаты налогов и сборов в местные бюджеты, что позволит сельским советам получать необходимые средства для развития социальной инфраструктуры. «В связи с тем, что агрохолдинги зарегистрированы в городах, они редко платят налоги в местные бюджеты. Поэтому возникла необходимость ввести механизм, который обеспечивал бы уплату налогов предприятиями и организациями, ведущими агробизнес не по месту регистрации их головной компании, а по месту деятельности их аграрных подразделений, где находится арендованный земельный участок», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, зарегистрированному в Верховной Раде. Авторами проекта являются народные депутаты Григорий Калентик (Партия регионов) и Иван Кириленко («Батьківщина»).

Принудительное деление

В настоящее время крупные агрохолдинги ведут централизованную бухгалтерию, и собственники заключают договора аренды сельхозземель по месту прописки головной компании, независимо от места расположения самого участка земли. Поэтому у многих холдингов нет компаний на местах, которые зарегистрированы в качестве юрлиц. «Они являются лишь филиалами, соответственно, все налогообложение ведется холдинговой компанией. Законодательная инициатива приведет к определенным административным нагрузкам на агрохолдинги в части перерегистрации / регистрации земельных участков. Такой законопроект значительно усложнит жизнь владельцев агробизнеса», — полагает юрист адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Андрей Заблоцкий.

    300 грн будет стоить перерегистрация каждого договора аренды в случае принятия депутатского законопроекта

В компании «Нибулон» настаивают на том, что изменения не должны коснуться уже функционирующих подразделений, по­скольку их перерегистрация приведет к финансовым потерям компаний. «Каждая регистрация может занять около полугода. При этом собственник пая не будет платить госрегистратору за оформление сделки. Финансовые затраты лягут на плечи компаний. Регистрация каждого договора стоит порядка 300 грн. Только в «Нибулоне» таких договоров 25 тыс. Соответственно, на перерегистрацию договоров при­дется потратить 7,5 млн грн», — рассказал «Капиталу» генеральный директор «Нибулона» Алексей Вадатурский. При этом, отмечает он, филиалы холдинга «не обделяют» местные бюджеты: налог на доходы физлиц, налог на землю, а также налог на прибыль предприятий компания платит по месту деятельности подразделения после составления отчета по холдингу в целом. «Регистрация договоров аренды земли действительно осуществляется с юрлицом, то есть с центральным офисом. Теперь же каждый филиал нужно будет наделить капиталом и сделать перерасчет всей бухгалтерии», — утверждает Вадатурский.

По словам заместителя главы правления корпорации «Сварог Вест Груп» Инны Метелевой, инициатива депутатов в целом положительно повлияет на развитие инфраструктуры на местах, однако ее воплощение на практике под вопросом. «Предлагаемая мера усилит контроль за деятельностью филиалов агрохолдингов. Это слишком радикальные изменения», — говорит Метелева.

Сложное решение

Перспективы принятия изменений вызывают сомнения у юристов. По мнению руководителя департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгения Тимошенко, документ может не найти поддержки в парламенте из‑за достаточно сильного аграрного лобби как в парламентском большинстве, так и в оппозиции. «Однако если закон будет принят и конечной целью его является формирование оборотов на украинских подразделениях агрохолдингов для их налогообложения, то вполне ожидаемы, скажем, требования по обороту или уставному капиталу. А это, безусловно, усложнит процесс», — отмечает юрист.

По словам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, рациональнее было бы обязать плательщиков налогов выплачивать зарплату не только по месту регистрации юридического лица, как это происходит сейчас, а и по месту осуществления хозяйственной деятельности. «Я не вижу логики в том, чтобы в каждом селе регистрировать 10 юрлиц, потом еще 10 в каждом районном центре. Механизм слишком запутанный и может существенно реорганизовать корпоративные структуры», — утверждает Лапа. К тому же основные потери местные бюджеты несут из‑за недопоступлений именно от налога на доходы физических лиц, поскольку он формирует доходную часть на 25‑100 %.


По материалам: Капитал





Просмотров: 731

Компании

все компании