Компании

все компании

Государственные угольные шахты: закрыть нельзя, продать невозможно

30 січня 2014 року, 09:27

Украинское правительство предприняло очередную попытку избавиться от оставшихся в государственной собственности угольных активов. Эксперты сомневаются, что на эти объекты будет спрос со стороны потенциальных инвесторов. Это значит, что госбюджет, вместо того чтобы получать доход от продажи, будет и далее вливать в убыточную отрасль миллиарды гривен ежегодно.

Отдать в частные руки

О  решении поставить точку в многолетнем процессе приватизации государственного угольного сектора еще в августе прошлого года говорил президент Украины Виктор Янукович. Поздравляя шахтеров с профессиональным праздником, он заявил, что приватизация оставшихся в государственной собственности угледобывающих предприятий должна быть закончена в 2014 г. 20 января этого года Фонд государственного имущества утвердил список запланированных к приватизации угольных шахт, в который вошло большинство госпредприятий отрасли, расположенных в Донецкой, Луганской, Львовской и Волынской областях. Нет смысла приводить длинный перечень этих объектов, тем более что сам по себе он мало что скажет и, не исключено, может еще измениться (как это случалось уже не единожды: одни объекты из него исключались, другие — включались).

Плачевное состояние

Практически все оставшиеся в государственной собственности шахты — не в самом лучшем «физическом» состоянии. Например, в проекте «Энергетические стратегии до 2030 г.» отмечалось, что шахтный фонд сильно устарел: 70 % всех государственных шахт работают без реконструкции более 30 лет. В то же время объемов государственного инвестирования недостаточно для восстановления этого фонда, а сами шахты в большинстве своем нерентабельны и не могут финансировать эти проекты самостоятельно. И это при том, что только за последние шесть лет было выделено около 60 млрд грн на дотирование нерентабельной угледобычи; на модернизацию активов из этих денег потратили считанные миллионы. Председатель правления Ассоциации угольных предприятий Константин Автономов привел пример шахты «Белореченская», где замены требует подъемная машина: «Она стоит несколько миллионов гривен. У государства денег нет. В результате у шахты нет подъемной машины». В 2014 г. на господдержку угольной отрасли будет выделено 16 млрд грн, в том числе 13,3 млрд грн — для компенсации высоких затрат на добычу угля.

Наряду со всеми вышеперечисленными недостатками государственные угольные шахты генерируют огромные убытки: по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в 2013 г. они выросли по сравнению с предыдущим годом более чем на четверть и составили 15,2 млрд грн. Например, за 2013 г. средняя цена угля, добытого на государственных шахтах, составила 493,1 грн за тонну, в то время как фактическая себестоимость тонны угля составила 1300 грн. По сравнению с 2012 г. себестоимость выросла на 11,5 %. Но это средний результат по госсектору. По словам Константина Автономова, на некоторых шахтах себестоимость достигает 1800 грн за тонну.

По мнению директора по коммерческой деятельности ДТЭК Андрея Фаворова, основные причины убыточности государственных шахт — непрозрачность процесса распределения субсидий и дотаций, искусственное сдерживание цен на уголь, неэффективное управление и отсутствие инвестиций.

Природа не на нашей стороне

Опрошенные эксперты отмечают, что украинская угольная отрасль исторически работала в сложных геологических условиях. «Проблема шахт Донбасса и Украины в целом в том, что они разрабатывают угольные пласты мощностью до 1 м. В мире такие пласты не отрабатываются, потому что нет техники. В Украине было много наработок, даже целый институт существовал, но сегодня он своих функций не выполняет», — отметил Константин Автономов. Тонкий пласт угля требует специ­фической технологии добычи — иначе вместе с углем из выработок вынимается много лишней породы, что существенно ухудшает экономику угледобычи. «Если пишут, что добыто 80 млн т, это означает не 80 млн т угля, а 80 млн т горной массы с зольностью 43 %. В итоге получаем, что угля добыто всего 60 млн т», — объясняет Константин Автономов. При этом он подчерк­нул, что в госбюджете на научные, в том числе и технологические, разработки в Министерстве энергетики и угольной промышленности на 2014 г. заложено лишь 17 млн грн. «Этого не хватит даже на зарплату», — уверен он.

Перспективы приватизации

По мнению генерального директора Центра исследования энергетики Александра Харченко, из оставшихся в госсобственности шахт около 40 фактически уже не ведут добычу угля, и самое разумное решение — закрыть их, проведя рекультивацию территории и весь комплекс мер по обеспечению безопасности этих объектов. «Их даже не будут пытаться продать — они никому не нужны», — считает он.

Андрей Фаворов сообщил «Капи­талу», что сейчас его компания не заинтересована в приобретении угледобывающих активов. Для оценки перспективы приватизации нужно смотреть на цели, которые перед собой ставит правительство, сказал изданию Константин Автономов. «Пополнить таким образом государственную казну  нереально, потому что серьезных денег получить от продажи шахт уже не удастся. Если же будет поставлена цель продавать шахты за 1 гривню, то это может превратиться в кулуарное распределение активов», — убежден он. По его мнению, если с точки зрения рентабельности среди государственных шахт уже не осталось привлекательных объектов, то с точки зрения запасов угля — они еще есть.

Еще одним вариантом развития событий эксперты видят передачу угольных шахт в концессию, тем более что такие планы у государства уже были.

реформирование

Непривлекательный актив

Александр Харченко,
генеральный директор Центра исследований энергетики

Исходя из ситуации на рынке и в связи с состоянием отрасли (оборудование шахт находится за гранью добра и зла с точки зрения как технологий, так и энергопотребления и безопасности), назвать объекты углепрома привлекательными невозможно никоим образом. Моя личная позиция: дай бог, чтобы кто‑то забрал их под инвестобязательства. Говорить о наполнении бюджета и вовсе абсурдно: сомнительно, что кто‑то придет и будет платить деньги за оставшиеся в госсобственности шахты.

Что будет в случае, если шахты продать не удастся? Есть несколько исторических примеров.

Пример первый: закрытие шахт в Великобритании правительством Маргарет Тэтчер. Огромная социальная напряженность, даже при том, что были реализованы программы переквалификации и переподготовки бывших шахтеров, масса протестов… Но результат есть. Пусть даже в бывших шахтных районах страны именем Тэтчер пугают детей, но в бюджете Великобритании нет статьи расходов на поддержку угольной отрасли.

Пример второй: закрытие шахт в Германии. Это был более мягкий вариант, но крайне непростой для земель, в которых закрывались шахты. Тем не менее Германия сейчас является страной, эффективно управляющей угольной отраслью. Но, так или иначе, это был сложный путь.

Если говорить о решении проблемы государственных шахт в Украине, то в случае переориентации дотационного потока на программу по активизации отрасли и повышению ее эффективности (закрытие шахт, консервацию или модернизацию лучших из них) речь идет о 5‑7-летней перспективе. Но самое главное, что нужно — это стратегия угольной отрасли, которой на самом деле нет. В проекте Энергетической стратегии до 2030 г. что‑то было заложено, но этого недостаточно, и задачи нечетко сформулированы. Необходим комплекс мер, которые должны быть государством разработаны, артикулированы и далее реализованы. Речь идет о пяти, семи, десяти годах, это не может быть быстро. Но если вообще ничего не делать, то будет продолжаться то, что происходит сейчас: выделяются гигантские деньги на дотации, воровство и коррупционная составляющая в отрасли совершенно фантастические, «копанки», низкий уровень безопасности на шахтах... И в результате мы постоянно находимся в ситуации, когда государственный угольный сектор тянет всю экономику вниз. Ведь 16 млрд грн (таков общий объем дотаций в госсектор украинского углепрома. — «Капитал») — гигантский ресурс с точки зрения украинского бюджета.

Неудачная приватизация

Дмитрий Марунич,
сопредседатель Фонда энергетических стратегий

Приватизация угледобывающих предприятий не будет удачной, потому что наиболее привлекательные угольные активы уже давно проданы и находятся под контролем частных компаний. Поэтому если Фонду госимущества и удастся продать какие‑то шахты из оставшихся в госсобственности, общая выручка от этого не будет значительной. Речь может идти о десятках миллионов гривен при самом оптимистическом сценарии. Но часть шахт в любом случае останутся непроданными, и после этого правительству все равно придется думать о том, что с ними делать — возможно, продавать за символическую 1 грн с условием, что финансирование объекта возьмет на себя инвестор. Но при этом, пока будет идти приватизация и пока правительство будет думать, что делать с оставшимися госшахтами, финансирование шахт будет продолжаться. Нельзя просто взять и остановить финансирование — начнутся экологические проблемы, связанные с подтоплением территорий шахтными водами.

На приватизацию повлияет и профицит угля, с которым Украина столкнулась в 2012 г. и который сохранился в 2013 г. Он был вызван желанием правительства нарастить добычу при отсутствии гарантированного спроса на него. Поэтому в результате миллионы тонн угля оказались никому не нужны — склады теплоэлектростанций были затоварены, возникли проблемы с хранением.

Профицит угля сказался и на результатах работы небольших частных угольных компаний, например, «Садовая групп» и East Coal. Когда они выходили на украинский рынок, спрос на уголь был. В условиях же профицита правительство приняло меры, чтобы поддержать государственные шахты и обеспечить в первую очередь сбыт их продукции, поэтому уголь частных компаний оказался никому не нужным. Частные компании, у которых на рынке не было лоббистов, в результате оказались не у дел. Поэтому рассчитывать на то, что сейчас иностранные компании начнут активно инвестировать в отрасль, я бы не стал: инвестор столкнется с высокой себестоимостью добычи угля, а цены продажи регулируются государством.

Еще одна проблема — нелегальная добыча угля, которая в отдельные годы доходила до 10 % от общеукраинской. Если мы добываем около 80 млн т, то до 8 млн т «лишнего» угля — это колоссальная проблема как для государственных шахт, так и для бизнеса. На «копанках» низкая себестоимость добычи угля, и это, во‑первых, создает конкуренцию легальным шахтам, а во‑вторых, порождает коррупционные схемы.

Поэтому проблему владения шах тами нужно решать в индивидуальном порядке, с учетом социальных аспектов, ведь в некоторых регионах шахты — единственные работодатели для трудоспособного населения. Чтобы провести жесткие реформы в угольной отрасли, как это сделала, например, Маргарет Тэтчер, нужна политическая воля. Очевидно, что до президентских выборов 2015 г. этого никто делать не будет.

Сколько будет продано:

Список шахт, которые подлежат подготовке к продаже в 2014 г. региональными отделениями Фонда государственного имущества. Приказ ФГИУ от 20.01.2014 № 150:

  • «Шахта № 9 «Нововолинська»;
  • «Шахта «Бужанська»;
  • «Шахтоуправління «Нововолинське»;
  • «Шахтоуправління «Донбас»;
  • «Шахта «Ольховатська»;
  • «Шахта «Вуглегірська»;
  • «Шахта «Булавинська»;
  • «Шахта «Єнакієвська»;
  • «Шахта «Полтавська»;
  • «Шахта імені Карла Маркса»;
  • «Ордена Трудового Червоного Прапора шахтоуправління імені В. І. Леніна»;
  • «Шахта «Бутівська»;
  • «Шахтоуправління «Волинське»;
  • «Шахта імені В. М. Бажанова»;
  • «Шахта імені Єгора Трохимовича Абакумова»;
  • «Шахта «Стаханова»;
  • «Шахта імені Михайла Івановича Калініна»;
  • «Шахта «Жовтневий рудник»;
  • «Шахта «Центральна»;
  • «Шахта «Димитрова»;
  • «Шахта імені Челюскінців»;
  • «Шахтоуправління імені 17 Партз’їзду»;
  • «Шахта «Чайкіно»;
  • «Шахта «Північна»;
  • «Шахтоуправління імені С. М. Кірова»;
  • «Шахта імені В. І. Леніна»;
  • «Шахта імені М. І. Калініна»;
  • «Ордена Трудового Червоного Прапора шахта імені К. А. Румянцева»;
  • «Шахта імені А. І. Гайового»;
  • «Шахта «Зоря»;
  • «Шахта «Калинівська — Східна»;
  • «Шахта «Ломоватська»;
  • «Шахта «Міусинська»;
  • «Шахта «Новопавлівська»;
  • «Шахта «Княгинівська»;
  • «Шахта «Золоте»;
  • «Шахта «Карбоніт»;
  • «Шахта «Краснолуцька»;
  • «Шахта «Краснокутська»;
  • «Шахта «Хрустальська»;
  • «Шахта «Первомайська»;
  • «Шахта «Тошківська»;
  • «Шахта «Черкаська»;
  • «Шахта імені «Ізвєстій»;
  • «Шахта «Вергелівська»;
  • «Шахта імені XIX з’їзду КПРС»;
  • «Шахта «Фащівська»;
  • «Шахта «Лутугінська»;
  • ПАО «Лисичанськвугілля»;
  • «Шахта «Ніканор-Нова»;
  • «Шахта імені Артема»;
  • «Шахта «Великомостівська»;
  • «Шахта «Червоноградська»;
  • «Шахта «Відродження»;
  • «Шахта «Лісова»;
  • «Шахта «Межирічанська»;
  • «Шахта «Зарічна».

По материалам: Капитал





Просмотров: 1793
Другие новости