Компании

все компании

Ямы в преисподнюю

29 жовтня 2013 року, 09:51
Ямы в преисподнюю Крупный бизнес выступает за реализацию ряда новых горнодобывающих проектов. "ВД" выясняла, как они могут повлиять на отечественную экономику.

Жители Кременчугского района Полтавской области активно собирают подписи против строительства на территории их проживания Белановского горно-обогатительного комбината (ГОК). И хотя несогласных уже свыше 50 тыс., проект развивается по плану: по селам ездят представители ГОКа вместе с разработчиками проекта и предупреждают селян, что руду здесь добывать все равно будут.

За ними приходят риелторы и нагнетают атмосферу: если население не продаст свою землю за предлагаемую мизерную цену здесь и сейчас, то вскоре ее заберут бесплатно в связи "с общественной необходимостью". Такой сценарий, впрочем, ожидает не один регион страны.

Полтавское Эльдорадо

Действующая Стратегия развития Полтавской области до 2015 года не предусматривала реализацию такого грандиозного проекта, как Белановский ГОК — судьбу территорий вместе с людьми и черноземами местные депутаты решили оперативно и "по своему разумению". В конце мая т. г. Полтавский облсовет утвердил Схему планирования области, а спустя месяц 24 депутата Кременчугского райсовета в ожидании "создания тысяч новых рабочих мест и развития инфраструктуры" приняли Схему планирования района.

То, что по этой Схеме пятая часть их района будет превращена в громадный котлован, к которому впритык подойдут карьеры Полтавского и уже строящегося Еристовского ГОКов, создав лунный пейзаж, их не обеспокоило.

Промышленная зона ГОКа охватит 18 тыс. га. Под снос пойдут 14 сел, с жителями, инфраструктурой, сельхозугодьями, фермами, садами, трубопроводами, линиями электропередач. В зону разработки попадают автомобильная и железная дороги, соединяющие Полтаву и Кременчуг, — их придется переносить.

А также что-то делать с технологическим прудом-испарителем Кременчугского НПЗ: по проекту он вплотную прилегает к будущему карьеру, и грязная вода из него будет просачиваться в карьер. А это не позволит работать ни НПЗ, ни самому ГОКу.

Белановский ГОК станет третьим украинским горнорудным активом компании FerrExpo миллиардера Константина Жеваго. С момента регистрации предприятия в 2009 году в него уже инвестировано около $25,5 млн, чем гордится генеральный директор ГОКа Роберт Гаррик (подробнее — см. блиц-интервью).

"Сырье у нас есть, на международном рынке оно пока пользуется спросом, поэтому и возникают такие проекты. А надо ли нам, как стране, это делать?! — задается вопросом Александр Амоша, директор Института экономики промышленности Украины. — Мы постепенно превращаемся в поставщика сырья и некачественного металла, которые потом на Западе доводят до кондиции и возвращают нам в виде машиностроительной продукции".

Африканский синдром

Во времена СССР Госплан тщательно анализировал необходимость разработки каждого месторождения для экономики страны, наличия на месте трудовых, энергетических и инфраструктурных ресурсов.

Подобные "стройки века" закла­дывались в долгосрочную Стратегию развития государства, точно так же, как и гарантии населению в случае возможного переселения. В Украине нет органа, подобного Госплану и способного создать долгосрочную Стратегию, констатирует Амоша.

Бизнес, инициирующий новые проекты в недрах, рассчитывает на дальнейшее наращивание экспортных показателей. Вскоре экспорт ЖРС вообще может сравняться с внутренним потреблением, разница уже меньше 10 млн тонн. Полтав­ский ГОК работает только на экспорт, и Белановский, скорее всего, не станет исключением.

Канадская горнорудная компания Black Iron (49% которой недавно продано "Метинвест"), строящая Шимановский ГОК в Криворожском бассейне, даже успела подписать протокол о намерениях с морским портом "Южный" об обеспечении перевалки 9,5 млн тонн железорудного сырья.

Вместе с тем "ВД" удалось раздобыть выводы специалистов Минпромполитики о целесообразности наращивания горнодобывающих мощностей.

"Потребность и целесообразность в строительстве новых горно-обогатительных комбинатов и разработке новых месторождений для нужд промышленности Украины отсутствует", — утверждается в этих материалах (подробнее — см. "Больше — не нужно"). По идее, эти выводы могли бы стать "охранной грамотой" для регионов, в которых развернулась борьба за недра. Ведь Полтавская область — не единственный эпицентр конфликта.

В Гуляйпольском районе Запорожской области малоизвестный инвестор — ООО "Гайчурский ГОК", учрежденный в Киеве в марте 2012 года, пытался начать разработку железорудного месторождения. Обозреватели металлургического рынка приписывают контроль над этой структурой Юрию Иванющенко и его партнеру Ивану Аврамову. Местные жители уже объявили, что свои земли калечить не дадут.

А с земляками батьки Махно спорить опасно. Областная власть свои разрешения на разработку пока отозвала, но от проекта не отказалась, ожидая лучших времен.

Потеря своей земли висит и над жителями Приморского и Приазовского районов, на недра которых положила глаз киевская ООО "Надра Запорожья". И над жителями Ореховского района, сосед­ствующего с Гуляйпольским, — группа "Донецксталь" выставила на продажу свой Васиновский участок. Недорого, "для достойного покупателя с хорошим предложением" за $35-50 млн.

В Житомирской области жители шести районов, на территории которых рас­положено пять титаново-ильменитовых месторождений, столкнулись с желанием НАК "Надра Украины" заняться их разработкой. Жители ряда сел из трех районов — Малинского, Коростышевского и Радомышльского — быстро сориентировались и заставили сельсоветы отменить ранее принятые разрешения на разработку, чем спасли 6,5 тысяч га пахотных земель.

В трех других районах населению оказалось "пофиг", и Житомирский облсовет, опираясь на решения их сельсоветов, дал согласие НАК "Надра Украины" "терзать" более 2 тыс га. Весной под давлением активистов-экологов облсовет отозвал это разрешение, но НАК свое желание "копать" отстоял во всех местных судах.

Облсовет в процесс уже не вмешивался. (Подробнее — см. блиц-интервью со Станиславом Гуменюком). Причем нацкомпания при­знает, что для реализации проекта придется подыскать инвестора. Им, скорее всего, станет… Дмитрий Фирташ. Его действующий Иршанский ГОК как раз соседствует с упомянутыми месторож­дениями.

Для кого роем

Еще в начале сентября президент Виктор Янукович, встреча­ясь с председателями районных госадминистраций, рассказывал им о высоком потенциале развития Украины за счет углубления переработки отечественной продукции и сырья: "Чем больше глубина переработки сырья, тем лучше финансовый результат […] Тем больше мы будем иметь внутренний валовой продукт, добавленную стоимость".

А в это время Министерство доходов и сборов готовило статистику экспорта железоруд­ного и титанового сырья за 8 месяцев 2013 года, радуясь, что в натуральном выражении он вырос по сравнению с тем же периодом 2012 г. на 8,3% и 48% соответственно. (подробнее — см. "Экспортно-импортные операции...") Основные регионы поставки — Китай, Россия, страны Восточной Европы, Великобритания, США.

Т.е. никакое строительство новых горнорудных мощностей объяснить потребностями отечественных металлургов не получится. По данным ГП "Укрпромвнеш­экспертиза", в 2012 году украинские метал­лурги получили 44,6 млн тонн, а на экспорт ушло 35,1 млн тонн. По прогнозам нынешнего они получат 45,3 млн тонн, а экспорт составит 36,5 млн тонн, что будет абсо­лют­ным рекордом для Украины.

И это притом что в мире уже зафиксировано перепроизводство руды, а Китай, крупнейший ее потребитель, сокращает производство стали. В августе аналитики Goldman Sachs Group выдали прогноз: в 2014 году профицит железной руды в мире в достигнет 82 млн тонн, что станет самым высоким показателем с 2008 года, и эта цифра продолжит расти, по крайней мере, до 2018 года.

В следующем году цены на железную руду упадут до $115 за тонну, в 2015-м — до $80, в то время как сейчас они колеблются на уровне $130-140 за тонну. Крупнейшие мировые горнорудные компании сокращают вложения в свои железорудные предприятия. Это касается Glencore Xstrata, Rio Tinto, BHP Billiton. Всего по оценке Bloomberg, основанной на данных 20 крупнейших по капитализации сырьевых компаний мира, за последние 18 месяцев им пришлось списать порядка $60 млрд в связи с падением цен на сырье.

Говорить о том, что запасы ЖРС в уже разрабатываемых месторождениях близки к исчерпанию, также не приходится. По данным Минпромполитики, действующие предприятия в проектных контурах шахт и карьеров при проектном режиме работы обеспечены запасами на ближайшие 47 лет работы.

Бюджет за все заплатит

Даже без привлечения экологов с послед­ствиями разработки открытых рудных карьеров может ознакомиться любой человек. Для этого достаточно просто поехать в Кривой Рог — место "гнездовья" ГОКов, в Комсомольский район на Полтавский ГОК или в центры металлургии — Днепропетровск, Запорожье, Мариуполь.

На десятки километров вокруг все покрыто разноцветной мелкодисперсной пылью. Она на деревьях, домах, в квартирах, на посуде и коврах, на школьных партах, больничных койках, кладбищенских памятниках. Она не смывается ничем, зимой снег имеет серо-рыжий оттенок. Она в легких и желудках местных жителей. Строительство даже пары таких новых "ям века" только усугубит ситуацию.

Увы, советский Госплан экологическими последствиями для местности тоже не занимался. И сейчас Украина вынуждена сама спасать крупнейший европейский железорудный бассейн — Криворожский. Иначе оставшаяся там инфраструктура просто уйдет под землю.

Сейчас готовится Гос­программа исследования его состояния для предотвращения техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций. Ее стоимость — 130 млн грн., 90 из которых будет выделено из госбюджета. Сколько будут стоить сами мероприятия по спасению Криворожского бассейна — даже представить сложно.

Почему-то владеющие криворожскими ГОКами бизнесмены Ринат Ахметов и Вадим Новинский не спешат финансировать подобные программы. Канадская Black Iron, сумевшая договориться с экологами, отказалась от общения с "ВД".

Вероятно, "бизнесмены от руды" при строительстве новых мощностей в Украине падение мировых цен на железорудное сырье рассчитывают компенсировать за счет получения льгот и дальнейшего возврата НДС при экспорте.

Ранее Кабмин заявлял, что намерен предоставить госгарантии для модернизации предприятий ГМК на сумму 10 млрд грн. в течение 2013-2014 годов. Кроме того, министр промышленной политики Михаил Короленко — сторонник освобождения новых производственных предприятий от уплаты налогов и сборов, о чем он недавно заявил в украинской прессе.

Так что, если бизнесу все же удастся добиться от властей согласия на реализацию спорных проектов по освоению недр, то поддержание сырьевого курса страны и экологические риски будут оплачены из бюджета. А вот ответственность за экологические последствия, как обычно, не будет нести никто.

Догоним и перегоним Австралию

Долгосрочной Стратегии развития в Украине нет и пока не предвидится. В Министерстве экономического развития и торговли "ВД" ответили: "Стратегия (развития Украины на долгосрочный период) рассматривается в проекте Закона Украины "О государственном стратегическом планировании".

В названном проекте, который находится на разработке в Минэкономразвития, предусматривается определить основные положения о порядке разработки, ответственных (исполнителях), сроках разработки и смысловом наполнении Стратегии".

А сейчас, похоже, Украина развивается по "плану" Андрея Бродского, представителя Бирзуловского ильменитового ГОКа (Кировоградская обл.). В марте 2012 года он заявил, что через два года "Украина, если не возглавит список стран-продуцентов титанового сырья, войдет в двойку крупнейших производителей. До последнего времени крупнейшим производителем… была Австралия".

Кстати, сегодня Австралия держит мировое лидер­ство и по экспорту железорудного сырья. От Украины она отличается тем, что там на территории в 7,7 млн квадратных км проживает 22,3 млн человек, т. е. 2,8 человека на 1 кв. км. А на территории Украины — 0,6 млн кв. км — проживает 45,5 млн человек, или 754 человека на 1 квадратный км. Но при нынешней промышленной политике первое, в чем мы догоним Австралию, станет плотность населения.

Больше — не нужно

Редакция "ВД" обратилась в Минпромполитики с вопросами о запасах железных руд в Украине, целесообразности строительства новых горнорудных предприятий и последствиях их работы для экологии регионов. Для подготовки ответа руководство Министерства привлекло специалистов Ассоциации "Укррудпром" и ГП "Кривбаспроект". Из их анализа следует, что в новых горнодобывающих мощностях украинская промышленность не нуждается. Далее — сокращенный ответ.

"В Украине разведано более 80 месторождений, на государственном балансе числится 57 железорудных месторождений. В настоящее время в эксплуатации находится 30 месторождений, большая часть которых интенсивно разрабаты­ва­ется длительное время. Взамен выбывающих мощностей Полтавского ГОКа сейчас строится Ери­стовский ГОК.

Балансовые запасы по залежам железной руды составляют 32 млрд тонн. Действующие предприятия в проектных контурах шахт и карьеров при проектном режиме работы обеспечены запасами на 47 лет работы. Обеспеченность общими балансовыми запасами составляет 132 года. Основные запасы (70%) и добыча (более 80%) приходятся на Криворожский железорудный бассейн.

Его продолжением на севере является Кременчугский железорудный район. Вместе с рудными районами Запорожской, Кировоградской и Полтавской областей Криворожский бассейн составляет большую железорудную территорию — Большой Кривой Рог.

Баланс производства железорудного сырья и потребностей металлургов показывает, что дей­ствующие горнодобывающие предприятия могут полностью удовлетворить потребности металлургической отрасли. На сегодня до 50% железорудного сырья отгружается на экспорт. Кроме того, до 40% производимой металлопродукции, в основном в виде продукции первичного передела, также экспортируется.

Из этого следует, что потребность и целесообразность в строительстве новых горно-обогатительных комбинатов и разработке новых месторождений для нужд промышленности Украины отсутствует.

Введение в эксплуатацию новых месторождений приведет не только к избытку железорудного сырья в Украине, но повлечет дополнительное увеличение нарушенных и практически потерянных площадей сельхозугодий из-за загрязнения поверхности отходами добычи и переработки, загрязнение выбросами воздушного бассейна страны и водных источников шахтными и карьерными водами.

Отходы добычи и переработки железных руд накапливаются в виде отвалов, шламохранилищ, различного рода свалок, площади которых пре­высили 160 тыс. га и ежегодно увеличиваются. Отходы в виде скальных пород в отвалах и отходы обогащения в хвостохранилищах железорудных комбинатов уже составляют 30 млрд т.

Для разработки месторождения необходимо получение Государственной лицензии, которая выдается Государственной геологической службой, плюс лицензия на взрывные работы для подземщиков согласно Закону Украины "О лицензировании". Решение о строительстве горнодобывающего комплекса принимается инвестором исходя из наличия такой лицензии.

Кроме того, необходимо произвести отвод земельного участка для выполнения работ, разрешение на отчуждение которого дает местный орган государственной власти согласно существующему законодательству. Ответственность за экологические послед­ствия при разработке месторождения полезных ископаемых несут субъекты недропользования, которые контролируются органами государственного надзора".




По материалам: Дело





Просмотров: 2060
Другие новости